Что такое "Я"?

Тип статьи:
Рецензия

Общепринято считать, будто человеческое «Я» есть нечто такое, что помещается в мозгу каждого отдельно взятого человека. В изучении его якобы достигнуты колоссальные результаты. Фактически для нас якобы уже нет тайн в отношении строения мозга. Функционирование его якобы детальнейшим образом изучено на электронных моделях и с помощью новейших компьютерных систем. Но каков же общий результат этих «колоссальных результатов»? Он был очевиден независимо от этих исследований, причём заранее: в человеческом мозгу нет такого участка, в котором было бы локализовано «Я». В мозгу вообще не было найдено никаких следов «Я». Если такой феномен не есть лишь вымысел философов и психологов, то есть если он как-то существует, то он не является материальным. Современные мракобесы получили таким образом мощную поддержку со стороны «новейших достижений науки».

Мы же исходим из того, что нормальный человек осознает себя как «Я», наблюдая других людей и вступая с ними в разнообразные отношения. Он оценивает своё положение, сравнивая с положением других. Он всегда предполагает хотя бы потенциальных свидетелей его жизни и деятельности. Слава, власть и богатство имеют смысл лишь как явления общественные. Нельзя быть знаменитым в одиночку. Тайное богатство есть патология. Лишь власть над другими есть власть. Даже красоту человек воспринимает в полную меру лишь в обществе других людей, разделяющих его состояние. Все человеческие добродетели предполагают публичность и публичную оценку. Все переживаемое человеком в одиночку предполагает совместную жизнь многих людей. От масштабов и характера этого множества зависят и субъективные состояния человека. Самосознание человека есть функция от характера и масштабов самосознаний окружающих.

Человеческое «Я» есть не просто состояние мозга отдельно взятого человека. Оно есть состояние мозгов многих людей, соединённых с мозгом отдельного человека незримыми нитями. Важно при этом не только то, что многие другие люди занимают какое-то место в психике отдельного человека, но и то, что этот человек занимает какое-то место в психике других людей, и он это осознает и ощущает. С этой точки зрения, «Я» отдельных людей суть лишь своего рода узлы в сети психик многих людей и их объединений,— в сети коллективной психики, которая есть «Мы».

Способность людей создавать сети «Мы» из множества «Я» есть результат длительной социобиологической эволюции. В этом процессе происходило одновременно распадение первичного «Мы — Я» на множество «Я» и образование нитей, связывающих их в «Мы». У различных народов развивались различные формы «Я» и «Мы», а также различные формы их взаимоотношений.

Имеются общие законы образования сетей «Мы» из множеств «Я». Самые фундаментальные из них очевидны. Иначе люди вообще не появились бы. Человек должен чувствовать, что он занимает определённое место в сознании других людей, причём место, с его точки зрения, адекватное его собственным представлениям о себе. Он должен ощущать, что он не является излишним, что другие не являются полностью индифферентными к нему. И он сам должен ощущать потребность в других людях. Последние должны занимать адекватное им место в его сознании. Другие законы являются не столь очевидными, а то вообще не осознаются в качестве таковых. И даже отвергаются, если кто-то открывает их людям. Попробуйте, например, растолкуйте знаменитым писателям, актёрам, политикам и т. п., что они в своём стремлении к славе лишь подчиняются примитивным законам «Я — Мы», и вы увидите, какой протест это у них вызовет. Им хочется думать о себе как об исключительных существах, движимых возвышенными мотивами, а не как о социобиологических существах той же породы, что и их соплеменники низших категорий.

Наше общество развило необычайно сложное «Мы», вернее, сложнейший комплекс из огромного числа «Мы». Вместе с тем, оно до неслыханных высот подняло «Я» и его претензии на исключительность, если не божественность. Но оно достигло этого слишком дорогой ценой, а именно – ценой тотального нарушения естественных законов взаимоотношений между «Я» и «Мы». Эти отношения оказались непрочными, поверхностными, кратковременными. Любовные отношения, бывшие естественным базисом интимного «Мы», разрушены гипертрофией секса и непостоянством. Семья ослаблена и для большинства разрушена совсем. Деловые ячейки лишены свойств коллективов. Рациональные сговоры и практический расчёт оттеснили личные привязанности и заглушили их. Мы легко отрываемся от «Мы» и нигде не врастаем в него глубоко. Мы суть просто партнёры, коллеги, соучастники. То, что мы считаем нашим «Я», суть лишь обрывки, вырванные из сетей «Мы». Наше общество состоит в основном не из полноценных «Я», а из кусочков, лохмотьев растерзанного «Мы». Защищаясь от мучительного одиночества, мы вынуждены превращаться в роботообразные существа и превращать всю нашу общественную жизнь в сплошное зрелище и развлечение, дабы хоть как-то компенсировать потерю основ нормального человеческого бытия.


277
RSS
В данной статье, а точнее отрывке из книги, есть правильные мысли, которые мне понравились, но в этих мыслях нет главного — понимания, с чего же всё начинается, и как всё взаимодействует, то есть по сути нет ответа на вопрос Что же или Кто же такое Я.

Самосознание человека есть функция от характера и масштабов самосознаний окружающих.

Здесь, например, речь идёт о том, что человек может самоосознать себя, основываясь на самоосознании других. Но ведь в этом и заключается суть самоосоЗнания — в способности увидеть и понять себЯ, то, кем являешься ты сам и что должен делать и как взаимодействовать с Миром, а никак не наоборот.

Мы же исходим из того, что нормальный человек осознает себя как «Я», наблюдая других людей и вступая с ними в разнообразные отношения. Он оценивает своё положение, сравнивая с положением других. Он всегда предполагает хотя бы потенциальных свидетелей его жизни и деятельности.

Здесь так же речь идёт о том, что человек осознаёт себя, когда наблюдает за другими, сравнивает и оценивает. Конечно, для человека важно взаимодействовать с другими «Я», чтобы его жизнь продолжалась и «образовывались новые сети Мы». Но невозможно ставить Осознание других выше своего собственного, ведь только начав с себЯ, поняв причины собственного существования (а как следствие и всего мира), можно понять причины и поступки других, и начать выстраивать с ними взаимоотношения.

Человеческое «Я» есть не просто состояние мозга отдельно взятого человека. Оно есть состояние мозгов многих людей, соединённых с мозгом отдельного человека незримыми нитями.

Человеческое Я хоть и не состояние мозга:), но действительно связано, включает, охватывает собой другие Я. И от размеров собственного Я зависит и охват — только ли близкие и родные, Планета, или может быть вообще весь Мир.

Способность людей создавать сети «Мы» из множества «Я» есть результат длительной социобиологической эволюции. В этом процессе происходило одновременно распадение первичного «Мы — Я» на множество «Я» и образование нитей, связывающих их в «Мы».

А в этом контексте увидела, как Автор обозначил описание действительного самоОсознания — отделения себЯ от стада и признания себя как отдельного Я, знающего и способного создать свою Стаю, «МЫ» нового качества, с Главой, уже осознавшим себя.

То, что мы считаем нашим «Я», суть лишь обрывки, вырванные из сетей «Мы». Наше общество состоит в основном не из полноценных «Я», а из кусочков, лохмотьев растерзанного «Мы». Защищаясь от мучительного одиночества, мы вынуждены превращаться в роботообразные существа и превращать всю нашу общественную жизнь в сплошное зрелище и развлечение, дабы хоть как-то компенсировать потерю основ нормального человеческого бытия.

Именно это и есть последствие отсутствия самоОсознания себя, как отдельного Я, способного не только оценивать и наблюдать за всем миром вокруг, но и Создавать его, стать «Я», которое будет вмещать в себя всё вокруг, заботиться и наращивать Живое, фактически являясь тем самым «Мы», о котором и говорит Автор в своей статье.