Философия идеологий

Тип статьи:
Авторская

Общее для иудаизма и христианства:

а. Мир сотворен Богом ради цели – поэтому мир не случаен, в нем есть смысл.
б. Человек создан по образу и подобию Бога. Человеческая личность божественна, и поэтому самоценна.
в. Бог относится к человеку как к сыну, любит его и желает ему блага. Все трудности, которые есть в жизни – даны человеку и человечеству для их преодоления, продвижения и совершенствования.
г. ТаНаХ (еврейская Библия, в христианстве называемая «Старый/Ветхий Завет») – является Божественным текстом, который раскрывает нам понимание Бога, мира и человека.
д. Десять заповедей – основа жизни индивидуума и социума.
е. Главными заповедями и моральными ориентирами являются «Возлюби Бога» и «Возлюби ближнего как самого себя». Поскольку человек создан по образу Бога – эти заповеди связаны между собой, и любовь к Богу проявляется через любовь к ближнему.
ж. Божественное Учение обращается ко всему человечеству, к каждому человеку, независимо от его происхождения.

Различия Иудаизма и Христианства:

1.
Иудаизм:
Человек в целом, по сути своей праведен. Без религии он все равно попадет в рай. Цель религии — продвинуть человека на более высокий уровень развития.

Христианство:
Человек в целом, после изгнания из Рая, по сути своей грешен. Без религии он попадет в ад. Цель религии – чтобы душа после смерти попала в рай.

2.
Иудаизм:
Этот мир будет спасен как целое. Поэтому надо стремиться к «Тикун олам» — «Исправлению мира».

Христианство:
Этот мир в целом невозможно спасти, он погибнет. Поэтому надо стремиться к спасению души в овом мире.

3.
Иудаизм:
Монотеизм – не только как «единство Бога», но и как единство материального и духовного мира. Все, что есть в мире, является Божественным. Во всех аспектах жизни — включая экономику, государство, бизнес — надо видеть проявление Всевышнего. Отрицание «ухода от мирской жизни». Праведность и святость могут быть реализованы только внутри обычного течения жизни.

Христианство:
Дихотомия реального мира на ценностно-духовную и несущественно-материальную области (на Добро-Зло, Божественное-Дьявольское, Духовное-Плотское, Богово-Кесарево). В теории материальное не является злом, и надо стремиться к гармонии материи и духа — но в практическом мироощущении материальное противостоит духовному и мешает ему. (В этом коренится идея «ухода о мирских вещей для правильной духовной жизни»).

4.
Иудаизм:
Цель жизни – в полноценной жизни человека в этом мире. Этот мир ждет прекрасное будущее. Он будет исправлен под властью Бога, и Царство Бога будет здесь. «Мир грядущий» — это исправленное состояние этого мира.

Христианство:
Цель жизни – в спасении души в загробном мире. Этот мир ждет катастрофа. Те, кто не присоединится к Богу — погибнут. «Мир грядущий», царство Божие — настанет только после уничтожения этого мира. Царство Бога — не от мира сего.

5.
Иудаизм:
Материальное и плотское – помощник духовного. Они должны совершенствоваться параллельно, в сотрудничестве.

Христианство:
Материальное и плотское – препятствие для духовного. Духовное должно господствовать и доминировать над материальным.

6.
Иудаизм:
Человек (и человечество) спасают себя сами. В середине зимы, когда темно и холодно – мы сами зажигаем огонь (Ханука).

Христианство:
Человек (и человечество) не способны спасти себя самостоятельно, спасение приходит к ним извне.

7.
Иудаизм:
Развитие мира зависит от нас, мы имеем возможность повлиять на это развитие.

Христианство:
Человек не может изменить развитие мира, он может только решить, присоединится ли он к стороне добра или к стороне зла.

8.
Иудаизм:
Важнейшая вещь, приближающая человека к Богу — это радость жизни. Страдания в жизни не редки,
но они не являются обязательными. Можно продвинуться к Богу без них.

Христианство:
Важнейшая вещь, приближающая человека к Богу — это очищающие страдания и самопожертвование. Страдания встроены в саму сущность мира, искупление невозможно без них.

9.
Иудаизм:
Человек и человечество должны сами исправлять свои ошибки. Без исправления нарушения со стороны человека — милосердие Бога не может простить его.

Христианство:
Человек и человечество не могут сами исправить свои ошибки. Милосердие Бога прощает любое преступление, лишь бы человек раскаялся и доверился Богу.

10.
Иудаизм:
Быть свободным, действовать и самореализоваться. Целью создания мира является развитие человека – чтобы Бог и человек могли вести содержательный диалог. Важнейшим условием для такого развития является свобода — как физическая, так и ментальная и духовная. Она имеет ценность, даже если человек делает ошибочный выбор. (Это находит выражение в идее еврейского Песаха — праздника свободы народа. Хотя народ далее многократно совершал ошибки, само обретение свободы является базовой ценностью).

Христианство:
Быть смиренным, терпеливым и спасенным. Целью создания мира является установление отношений «Отец-сын» между Богом и человеком. Бог берет человека под свое покровительство, как бы к себе в «семью». Важнейшим условием для получения такого покровительства является смирение: человек должен довериться Богу и «не возражать» Ему. (Христианская Пасха – праздник победы над смертью через смирение и самопожертвование Иисуса).

11.
Иудаизм:
Спасение приходит через правильные действия. (Поэтому в истории иудаизма основными спорами было «как правильно действовать»). Оптимальная стратегия человечества – самостоятельная ответственная деятельность.

Христианство:
Спасение приходит через правильную веру. (Поэтому в истории христианства основными спорами было «как правильно верить»). Оптимальная стратегия человечества – получить покровительство Бога.

12.
Иудаизм:
Все люди, которые ведут себя достойно (безотносительно вероисповедания) имеют удел в «Мире грядущем».

Христианство: В «Мир грядущий», царство Божие, могут попасть только христиане. (В последнее время католики и часть протестантов включают в спасаемых также и иудеев). Долю в Царстве Небесном получат только уверовавшие в Иисуса.

13.
Иудаизм:
Жизнь — это время, предоставленное нам для соучастия в прогрессе мироздания.

Христианство:
Жизнь — это время, за которое человек должен покаяться, исправить в самом себе грех неповиновения Адама, примириться с Богом.

14.
Иудаизм:
Внутри системы приветствуется нон-конформизм, несогласие, спор, собственное мнение против большинства.

Христианство:
Внутри системы приветствуется послушание, принятие, согласие.

15.
Иудаизм:
Человек по отношению к Богу: постепенно эволюционирует из ребенка, нуждающегося в покровительстве — в партнера, нуждающегося в оппоненте и собеседнике.

Христианство:
Человек по отношению к Богу: всегда остается несовершеннолетним ребенком, нуждающимся в покровительстве.

16.
Иудаизм:
Ценность учебы. Учеба нужна для развития.

Христианство:
Ценность молитвы. Учеба важна для укрепления веры.

17.
Иудаизм:
Субъектами религии (ведущими Диалог с Богом) является не только индивидуум, но и народ, «общенациональная личность» (имеющая свободу выбора и действующая как единое целое). Поэтому национальная история и светские области жизни народа — тоже являются частью «диалога с Богом в ходе истории».

Христианство:
Субъектом религии (ведущими Диалог с Богом) является только индивидуум. Национальная общность не рассматривается как «личность» и не имеет религиозной ценности. Национальная история и светские области жизни народа – не рассматриваются как «диалог с Богом в ходе истории».

18.
Иудаизм:
Важно любить ближних. Улучшай свой мир, другие подтянутся. Не надо заниматься исправлением врагов, главное чтобы они не мешали.

Христианство:
Важно любить всех, включая врагов. На любви к врагам проявляется духовное величие. Когда враги увидят эту любовь, то они исправятся.

19.
Иудаизм:
Позитивное отношение к смеху. Бог сам тоже смеётся.

Христианство:
Негативное отношение к смеху. Иисус никогда не смеется.

20.
Иудаизм:
Позитивное отношение к сексу, включая сексуальное удовольствие не связанное с рождением детей.

Христианство:
Настороженно-негативное отношение к сексу. Секс допускается ввиду необходимости продолжения рода и ввиду людской слабости.

Константин Андреев

257
RSS
12:53
+13
Дискуссия начиналась ещё на FaceBook, однако счёл уместным разместить материал и на этом Ресурсе. Тем паче, в свете события 12 июня.

18:19
+9
Статья показательная, наглядная. Две критические ноты:

1) Гораздо корректнее и шире для кругозора было бы проводить сравнение не между иудаизмом и христианством, а между христианством (как адаптированной моделью иудаизма для еврейских колоний с не еврейским населением) и вообще всеми остальными обычными или традиционными (языческими) идеологиями. Вместо слова «иудаизм» в данном контексте можно смело подставить «конфуцианство», «индуизм», «синтоизм», «буддизм», «национал-социализм», язычество древней Греции, Рима, Германии, Руси… или просто «общие моменты идеологии всех нормальных людей на земле во все времена». И всё будет почти слово в слово.

2) Иудаизм нарочно идеализируется и приукрашивается. Очень многие пункты просто не соответствую действительности…

Отрывок лекции в контексте первого пункта.

01:04 (отредактировано)
До сих пор нахожусь под впечатлением от увиденного в ролике «Иудаизм через Христианство и Ислам поработило человечество, после него уже ничего не удивляет-ведь все открыто говорится и показывается как есть!
А теперь в дополнение Философия Идеологий, показывает самые главные различия иудаизма и христианства, из различий видно кто правит балом и заказывает музыку и какая религия является дочерним предприятием доминирующей религии.
В каждом из примеров, приведенном в Статье, изначально находится религиозная составляющая, объясняющая Бога как кого-то, кто что-либо делает/ не делает. Однако, о совместном действии с Богом мало где описывается процесс. Обычно, что-либо делает Бог, а его «паства» только подчиняется, поклоняясь, а то и преклоняясь. Отсутствие веры в Бога, также приводит к подчинению, только называется это по-другому, судьба, рок, удача, случайность. Неверие в Бога, не освобождает от движения по судьбе. Только, без вникания в Суть, Кто же направляет в судьбе, ясности о том, кто же такой Я сам, навряд ли возможно ожидать. Потому как течение повседневной программы, которую люди приняли как альтернативу Жизни вместе с Богом, важно еще заметить, без отрицания принимая. Остановившись в беге за Мыслями, обещающими что-либо, начать понимать, что важно и ценно самому.