Почему вокруг одни идиоты или что делать с функциональной неграмотностью

Тип статьи:
Рецензия

Мы привыкли всё примерять на себя, опираться на собственный опыт. По себе меряем людей, с которыми общаемся, ожидая от них схожего (или хотя бы адекватного) уровня понимания.

Мы закладываем высокий уровень ожиданий в создаваемые нами продукты. Нам очень хочется быть понятыми. И чтобы наши сервисы, товары или услуги были востребованы. Но что-то упорно идёт не так.

Прежде чем расстраиваться и обижаться, задайте себе вопрос: а в состоянии ли ваш собеседник вас понять? И готова ли ваша аудитория адекватно оценить то, что вы им предлагаете?

Немного Росстата

Образованность наших сограждан

Среди руководителей:
66% – с высшим образованием
20% – со средним профессиональным образованием
6% – с начальным профессиональным образованием
6% – с общим средним образованием

В Москве процент людей с высшим образованием выше, чем в России в целом: 42% против 23%.

Среди москвичей 1981–85 гг. рождения высшее образование есть у 57% (37% в России в целом). Но Москва почти исчерпана и мы идем в регионы.

График образованности по стране (перепись населения 2010) выглядит так:

23% — высшее
5% — неполное высшее
31% — среднее профессиональное
6% — начальное профессиональное
18% — среднее полное
17% — среднее общее и ниже

Ещё раз: в России 77% населения не имеют высшего образования.

Хотят ли?

По опросам Росстата, ¾ выпускников обычных школ и почти 90% учащихся гимназий собираются поступать в вузы. С возрастом желание учиться падает: среди 20-24 летних 2/3 не учатся нигде.

Самый популярный вид досуга в стране – питание: 40% ходят в ресторан, кафе и бар и считают досугом именно это.

72% россиян не имеют загранпаспорта, а более 50% наших сограждан вообще никогда не были в туристической поездке или на экскурсии. Просто штрих к портрету.

А тенденции?

Представление о том, что среди тех, кому сейчас 16–20 лет, высшее образование получают практически все, также иллюзорно. В совместном исследовании Росстата с профессором Высшей школы экономики Алексеем Макаровым выяснилось, что около 50% детей, родившихся в 1994 г., закончили 11-й класс средней школы. Остальные после 9-го класса ушли из школы в систему профессионального образования. Часть их них, окончив техникум, поступит в вузы, однако едва ли и в этой возрастной когорте людей с высшим образованием будет больше 50%.

Вывод №1: большая часть нашей аудитории – без высшего образования. Даже руководители бизнесов и прочие менеджеры высшего звена далеко не все окончили вуз.
В это сложно поверить, просто запомните и смиритесь.

Функциональная неграмотность

Функциональная неграмотность — понятие, появившееся в 90-ые годы XX века. Означает неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, неумении читать инструкции, находить нужную в деятельности информацию.

Функциональную неграмотность в XXI веке называют цивилизационным риском, поскольку именно она приводит к «человеческому фактору» — неумению верно воспринять инструкцию по использованию оборудования, машины или инструмента, что приводит к несчастным случаям вплоть до техногенных катастроф.

Масштаб функциональной неграмотности

При исследовании функциональной неграмотности тестируется качество понимания текста и присваивается один из пяти уровней глубины усваивания информации. Девятилетние российские дети демонстрируют великолепные результаты, Россия занимает первые места наряду с Сингапуром и другими странами-лидерами в сфере образования. Однако российские школьники в возрасте 15 лет, которые уже должны готовиться выйти в социум, показывают одни из самых низких результатов в Европе на протяжении последних 14 лет. Российские подростки доходят только до второго уровня понимания, а, например, школьники из Шанхая – до пятого уровня, а места в первой пятерке стабильно удерживают Австралия, Финляндия и Южная Корея.

В 2003 году в России проводили обследование 15-летних школьников.
Достаточными навыками чтения обладали 36%. Из них 25% учащихся были способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся. Сейчас этим людям 28 лет.

А как дела обстоят в мире?

Если вам интересно, то вот расширенная картина мира.

В 1985 году в США подготовили аналитику, из которой выходило, что от 23 до 30 млн. американцев неграмотны полностью, а от 35 до 54 млн. полуграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни».

В 2003 году, доля граждан США, чьи навыки письма и чтения были ниже минимума, составила 43%, то есть уже 121 млн. Прогресс…

В Германии, по данным сенатора по вопросам образования Сандре Шеерес, 7,5 миллионов человек (14% взрослого населения) можно назвать малограмотными. Только в Берлине таких людей живет 320.000.

В 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня родного языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100.000 функционально неграмотных выпускников.

Несколько лет назад во Франции определили, что 20% образованного населения функционально неграмотны, и это представляет опасность для развития страны.

Перспективы?

Функциональная неграмотность формируется не только в детстве. Она может настигнуть и вполне взрослого человека, которого поглотила рутина монотонного существования. Взрослые и старики утрачивают навыки чтения и мышления, если они не требуются им в повседневной жизни.

Люди, страдающие функциональной неграмотностью, узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нем художественный смысл или техническую пользу.

Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти.

Свойства и признаки функционально неграмотных

1) избегают сложных задач, заранее уверены в провале, не имеют мотивации браться за более трудные задачи, повторяют одни и те же системные ошибки.
2) часто пытаются откреститься от любых интеллектуальных задач, ссылаясь то на насморк, то на занятость, то на усталость.
3) честно признаются, что не любят читать.
4) просят других людей объяснить им смысл текста или алгоритм задачи.
5) попытки чтения связаны с суровой фрустрацией и нежеланием этого делать. При чтении стремительно возникают психосоматические проблемы: могут разболеться глаза, голова, сразу появляется желание отвлечься на что-нибудь более важное.
6) при чтении часто артикулируют губами или даже озвучивают прочтенное.
7) испытывают трудности при выполнении любых инструкций: от упражнений по шейпингу до ремонта ядерного реактора.
8) не умеют выстраивать и задавать вопросы по прочтенному материалу. Не могут полноценно участвовать в дискуссиях.
9) демонстрируют очень заметную разницу между понятым на слух и понятым от чтения.
10) на проблему, вызванную собственным непониманием, реагируют либо выученной беспомощностью, либо наездом на окружающих, так как не до конца понимают, кто же все–таки прав, а кто виноват.

Если 40 лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.

Вывод №2: большинство населения России – функционально неграмотные. Учитывайте это в работе.

Понятийное мышление

Понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов.

Пример из практики:

«Рассмотрим задачу из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые: синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее?

К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я их спрашиваю: «Почему утка?» А они отвечают: «Потому что она большая, а птица, птичка, — это что-то маленькое». А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным».

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова.

По некоторым оценкам, плноценным понятийным мышлением обладают менее 20% людей.

Как правило, это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки.

Вывод №3: большинство людей не имеют сформированного понятийного мышления, обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, и не видят причинно-следственные связи.

Клиповое мышление

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма.

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %.

Вывод №4: феномен клипового мышления изучен недостаточно. У него выделяют как минусы, так и плюсы, поэтому ограничимся фиксированием факта: людям сложно сосредоточенно воспринимать длинные куски информации, будь то текст или видео.

Эффект Даннинга–Крюгера

Люди с узким кругозором и неразвитым интеллектом не способны понять, что решения, которые они принимают, ошибочны. Для осознания своей слабости в их голове просто недостаточно данных. Талантливые люди, напротив, полны сомнений в своих силах.

Этот эффект был экспериментально подтвержден в 1999 году сотрудниками кафедры психологии Корнелльского университета (США) Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером. В ходе исследования они установили, что профаны не только переоценивают свою компетентность, но и не способны к адекватной оценке специалистов, которые обладают подлинно высоким уровнем квалификации в той же области. Большинство «недалёких» оставались при своем мнении даже после того, как им указывали на их ошибки и логически обосновали их неправоту. Эффект Даннинга–Крюгера неоднократно подтверждался другими исследователями.

Что делать?

Вспомним ученых, которые перестали бороться и начали учиться адаптироваться к новым условиям.

В исследовании Literacy in the Adult Client Population — Jones & Bartlett Publishers приводились рекомендации, как писать тексты для функционально неграмотных людей.

Рекомендации по оформлению текстов следующие:

1) Составлять адресное, императивное, персонализированное сообщение в духе «ты записался добровольцем?». Неграмотные люди гораздо хуже воспринимают абстрактные и обезличенные тексты, чем прямые обращения.

2) Следует использовать слова из повседневного словаря, желательно не больше 3-4 слогов. Избегать наукообразных слов, технических и медицинских терминов. Желательно избегать слова, допускающие разночтение как по семантике, так и по коннотации. Нельзя использовать наречия типа «скоро», «редко», «часто» — поскольку таким людям важно знать, как скоро и как редко.

3) Предложения не должны превышать 20 слов.

4) Заголовки должны быть короткими и емкими.

5) Самая важная информация выносится в лид статьи, в самое начало.

6) Необходимо разбивать информацию в виде красивых блоков. Побольше абзацев, никакой простыни из текста. Текст надо разбавлять щедрыми пробелами, картиночками, выносками — все ради того, чтобы читателя не отпугнула мрачная стена сплошного текста.

7) Аккуратнее с картинками. Не должно быть никаких декоративных элементов, иллюстраций, перетягивающих на себя внимание. В социальной рекламе для такой аудитории рекомендуют не использовать фотографии курящих беременных женщин или пьяниц, лежащих под лавкой: нужно показывать только то, что вы от аудитории хотите.

8) Всегда расшифровывать статистику и графы с цифрами.

9) Аббревиатуры давать полностью, «и т.д.» заменять на «и так далее», N.B. на полях вообще не писать. Вводные слова тоже надо исключать, хотя, конечно, жаль.

10) Осторожнее с синонимами. Таких читателей появление новых слов только запутывает, поэтому то, что вы в начале текста назвали «машинами», не должно вдруг становиться «автомобилями».

Педагогические дизайнеры электронного обучения добавляют следующие рекомендации:

1) Видео-фрагмент должен занимать 6-12 минут и представлять собой одну законченную мысль.
2) Во время видео желательно давать микро-тесты на понимание пройденного материала.
3) Контент необходимо чередовать: после сложного материала разряжать атмосферу чем-то простым, интересным. В аудитории грамотные лекторы раз в 15 минут рассказывали анекдот, это – аналог.

Эти же рекомендации можно использовать и в повседневном общении, и в формулировании продуктов.

Почему мне так важно поделиться этим с вами?

Всё вышеизложенное — не мои мысли, это коллаж из прочитанного и узнанного ранее.

В «Маленьком принце» есть эпизод, где король говорит мальчику: «если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?» Мы часто требуем от людей невозможного. И если они не дают нам этого, не реагируют на нас ожидаемым образом, то их ли это вина?

Если вы читаете этот текст, то с большой долей вероятности вы принадлежите к исчезающе-малому сегменту людей, которые еще способны думать. Но большинство остальных — не такие. Вы можете относиться к безграмотным с сожалением или презрением, с сочувствием или снобизмом, но вы, если добрались до конца этого текста, уже не сможете игнорировать тот факт, что некоторые люди не могут вас понять. Физически. Никогда. И если ваша цель — донести до них свою мысль, то это вам придётся изучать новый язык. Даже если это — язык глупости.

Вывод №5: на рынке победит не та компания, где больше инвестиций, и не та, где лучше специалисты, и даже не та, где самая слаженная команда. Победит та компания, в которой сотрудники засунут своё ценное, экспертное, оригинальное мнение себе в *адницу, а лицом повернутся к людям. К таким людям, какие у нас есть.

351
RSS
09:36
+15
Если вы читаете этот текст, то с большой долей вероятности вы принадлежите к исчезающе-малому сегменту людей, которые еще способны думать.

Замечательная Статья!

Нет, не исчезнем!
А будем взаимодействовать с теми кто рядом, учить и вести к функциональной грамотности!
Общественная Школа Ясного Мышления в помощь!
Если вы читаете этот текст, то с большой долей вероятности вы принадлежите к исчезающе-малому сегменту людей, которые еще способны думать.

Нет, не исчезнем!

Всё начинается с малого.
13:06
+9
Очень понравилась статья! Согласна что необходимо повернуться лицом к людям, к тем кто рядом, учиться выстраивать с ними взаимоотношения. Присоединяюсь к комментариям выше, Общественная Школа Ясного Мышления в помощь каждому и открыта для каждого! Присоединяйтесь друзья!
18:20
+11
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки.
школьное образование далеко не лучшим образом повлияло на качество моего мышления. Это стало возможным осознать, когда прорехи в мыслях и сознании стали исцеляться благодаря темам курса Ясное Мышление. Сопоставляя, что было и как стало/становится, оставалась под большим впечатлением от происходящих изменений.
Поэтому, сформировать понятийное мышление возможно не только в ходе изучения наук, но и с помощью данного курса. И это здорово! При этом получая не теоретические знания, а непосредственно применяемые в жизни для ее улучшения.
19:53
+4
… лицом повернутся к людям. К таким людям, какие у нас есть.
Очень ценный вывод. Перестать доказывать собственную правоту и перейти к пониманию интересов других. Чтобы попросту понять, а что же заставлять их думать так, как думают они. Ведь почти все образовывались в общественном образовании, которое из поколения в поколение передается как привычное, само собой разумеющееся. Нас образовывали педагоги в садиках и школах, мы передавали эстафету нашим детям. Потому что наше поколение уже меньше понимало, что делать с собственными детьми.
Общественное образование построено на соблюдении интересов Мысли/идеологии, созданной кем-то, когда-то, которой придерживаются остальные по причинам, в которые, чаще всего, не вникают. В настоящее время таковая Мысль представляет собой нежизнеспособное соотношение стремления в Общество, где все бесплатно, но с обладанием собственности, которая обеспечит и самих себя и близких родственников. Гремучая смесь коммунистической идеи с демократизмом и капитализмом. Что отражается даже в русской народной сказке «По щучьему велению». Где ничего не делая в собственность обреталось все, что ни пожелаешь. Только в роли щуки государство выступать отказывается:).
Все должно быть посильно. Посильно брать и отдавать. Причем, брать тоже нужно научиться. Брать все подряд обременением способно оказаться. Выбирать-информацию, знания, продукты-означает соотносить, что вносишь в самого себя, чем наполняешься. Отдавая-делясь, видишь, кому нужно то, что есть у самого себя, чего нет или мало в другом.
20:22
+9
При исследовании функциональной неграмотности тестируется качество понимания текста и присваивается один из пяти уровней глубины усваивания информации.
Девятилетние российские дети демонстрируют великолепные результаты, Россия занимает первые места наряду с Сингапуром и другими странами-лидерами в сфере образования. Однако российские школьники в возрасте 15 лет, которые уже должны готовиться выйти в социум, показывают одни из самых низких результатов в Европе на протяжении последних 14 лет

Показательные исследования — наглядно видно, как современное образование отупляет человека, лишает способности мыслить, думать и понимать. По-моему, одного этого показателя уже достаточно, чтоб родители, наконец, задумались о качестве школьного образования и начали действовать, ведь каждый родитель мечтает, чтоб его ребенок рос, развивался, набирался знаний и умнел!, а не деградировал. Родители, ведь так?
20:51 (отредактировано)
+11
Полезный материал! Рассказано не только, как обстоят дела, но и как взаимодействовать с функционально неграмотными людьми. Действительно, приходится сталкиваться с тем, что люди не всегда понимают, что им говоришь, чем делишься, и от непонимания закрываются — «секта какая-то...» говорят.
Видимо, на сегодня действительно так:
большинство населения России – функционально неграмотные.

И в себе вижу признаки функциональной неграмотности, иной раз возникает желание избежать сложных задач или чтоб мне кто-то другой всё наглядно объяснил/изложил, особенно в использовании какой-либо новой техники, гаджетов и пр.
Единственное, чего нет в статье — это описания того, как же возможно победить функциональную неграмотность. А это возможно! Так же испробовано на себе — в процессе освоения Курса «Ясное Мышления» нарабатываются новые привычки-способности, например, при намечающихся трудностях уже начинает срабатывать другая наработанная нейронная «дорожка» — возникает чувство внутреннего подъема, предчувствие радости, что вот сейчас я это сделаю — смогу — я могу! — уже нет того желания убежать от сложной задачи, наоборот, сложная задача воспринимается как трамплин, ступенька для роста:)
Поэтому всем рекомендую Общественную Школу Ясного Мышления — дабы прийти к функциональной грамотности!
На данном жизненном этапе понимаю, что мозг это орган тела, «мышца», которую как оказывается тоже надо развивать и тренировать.
Не зря в народе говорят о том, что голова дана чтобы не просто шапку носить.
И если в спортзале нарабатывается рельеф, сила и красота тела, то с мозгом чуть иначе.
Умение мыслить — умение долго идти за мыслью, долгое время удерживать мысль в голове, учась систематически делать шаги в сторону мысли, доходить до результата, прояснять, понимать и делать шаг дальше; умение принимать решение; умение работать с информацией – выделять суть, понимать ее, ясно и понятно излагать то что прояснил и понял; умение преодолевать духовную лень, когда надо вникнуть в то, что не ясно и непонятно, а не бежать от образовавшейся задачи; умение владеть своим умом.
И считаю что не на пустом месте могу сказать о том, что Ясное Мышление и Сознание Чистоты это та основа, которая и дает возможность от человека думающего, начать делать шаги к человеку мыслящему.
21:10
+14
Ясное Мышление и Сознание Чистоты это та основа, которая и дает возможность от человека думающего, начать делать шаги к человеку мыслящему.

«От человеку Думающего к человеку Мыслящему» — красиво сказано!
02:24 (отредактировано)
+5
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.
Ясное Мышление как раз развивает то самое понятийное Мышление. Это вообще главное, что нужно нарабатывать для того, чтобы научиться Жить, научиться Созидать Жизнь, для того, чтобы потом замыслы, планы, прогнозы не разбивались о реальную действительность.

Школа общеобразовательная же напротив, она забирает эту способность, этот Дар который дан изначально каждому ребёнку, и это подтверждают исследования
При исследовании функциональной неграмотности тестируется качество понимания текста и присваивается один из пяти уровней глубины усваивания информации. Девятилетние российские дети демонстрируют великолепные результаты, Россия занимает первые места наряду с Сингапуром и другими странами-лидерами в сфере образования. Однако российские школьники в возрасте 15 лет, которые уже должны готовиться выйти в социум, показывают одни из самых низких результатов в Европе на протяжении последних 14 лет
Подтверждая слова Даяны Саган: Каждый ребёнок на входе в первый класс Сознанием выше, чем на выходе из школы по её окончанию… Это в общем представлении, которое так и называется «общеобразовательное».

лицом повернутся к людям. К таким людям, какие у нас есть.
Для меня это  еще какой труд честно признаюсь, потому как иногда вижу в себе сопротивление и неприятие невежества и инфантильности в других. Важно не сопротивляться, а наоборот принять, развернуться лицом и направить лучик внимания, чтобы Достучаться до других. По Сути и я сама «без 5 минут назад» спала сном, и  жила в другом мире и пополняла круги функционально неграмотных.

3) Контент необходимо чередовать: после сложного материала разряжать атмосферу чем-то простым, интересным. В аудитории грамотные лекторы раз в 15 минут рассказывали анекдот, это – аналог.
Вот это хорошо работает! Прожито на собственном опыте! Когда я пошла тренером по бальным танцам и стала готовить пары к соревнованиям, мы за короткие сроки показывали самые лучшие результаты с учениками. Вместо криков, муштры, гоняя и загоняя пары как это делало большинство тренеров, я работала с учениками в дружелюбной обстановке; поработаем, посмеемся, поработаем, потом посмеемся. Занятия проходили быстро, эффективно, радостно-дружелюбно и незаметно для всех. Когда мои ученики усердно трудились, я через какое-то время, разряжая обстановку рассказывала что-то смешное из жизни танцев как говориться к месту и в тему, или изображала какую-нибудь их ошибку, очень сильно утрировав и увеличив ее, что мы все вместе  потом хохотали. На удивление всех других тренеров, учеников и меня в том числе, выходя на конкурс мы показывали результаты намного лучше и выше чем те пары, что дольше и больше занимаются, где тренера их дрессируют до изнеможения. 
22:16
+2
Ценная статья. Пока читала замечала и в себе признаки функциональной неграмотности. К примеру, бывает сложно удерживать мысль на читаемой статье, такой как эта или зачастую не получается вовремя услышать мысль и правильно отреагировать на неё. Благодаря труду в Живом Образовании, курсу Ясное Мышление стала постепенно восстанавливать способность мыслить, размышлять, доходить до сути. Но пока вижу, что мысль часто замирает, и надо продолжать трудиться, чтобы справиться со своей функциональной неграмотностью.
1) Видео-фрагмент должен занимать 6-12 минут и представлять собой одну законченную мысль. 2) Во время видео желательно давать микро-тесты на понимание пройденного материала. 3) Контент необходимо чередовать: после сложного материала разряжать атмосферу чем-то простым, интересным. В аудитории грамотные лекторы раз в 15 минут рассказывали анекдот, это – аналог.
Очень ценные рекомендации к тому, как доносить мысли до людей, чтобы они были приняты и поняты. Это то, чему предстоит научиться.
Победит та компания, в которой сотрудники засунут своё ценное, экспертное, оригинальное мнение себе в *адницу, а лицом повернутся к людям. К таким людям, какие у нас есть.
Откликается мысль! Повернуться к людям лицом, искренне стремясь донести понятным языком то, что может помочь развернуть каждого к счастью и изобилию и всю планету в целом к гармонии.