Кто он – неравнодушный учитель для новой школы?

Тип статьи:
Рецензия

Виталий Рубцов, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), академик РАО – специально для МИА «Россия сегодня»

Педагоги часто задаются серьезным вопросом о профессиональной идентичности: «кто Я?»… Для меня совершенно очевидно, что педагог – это специалист, который отвечает за то, чтобы культурно передать ребенку образцы поведения и действия. Он должен социализировать ученика, сделать так, чтобы тот стал культурным человеком. В этом смысле педагог является «государственным уполномоченным».

Учитель-воспитатель: нельзя натаскивать ребенка

«История культурного развития ребенка вплотную подводит нас к проблеме его воспитания», – говорил Лев Выготский. Еще в 1930-е годы на стыке противоречий между биологизаторскими и социологическими теориями советский психолог дал миру простой ответ: как только вы закладываете в основу развития ребёнка правильно организованную социальную ситуацию, вы встаете на путь формирования его личности.

Мы можем сколько угодно говорить о любых индикаторах, характеризующих педагога, о его знаниях и умениях. Но если мы настаиваем на том, что педагог выступает посредником между общественным взрослым и ребёнком, то значит, основная его характеристика заключается в его собственной культуре.

Прежде всего, педагог должен быть личностью. Нам нужен учитель, у которого ценностно-смысловой контекст является важнейшей составляющей его профессии. К этому его обязывает сам формат и ответственность за социальные и культурные взаимодействия с подрастающим поколением.

В современной школе нельзя натаскивать ребенка. Наша система образования столкнулась с проблемой, когда через натаскивание пытаются «проскочить» ЕГЭ. Это неверный подход. Как говорил Выготский, ребенок может всё освоить «по типу подражания» – упражняйте ребенка, и он научится выполнять определенные упражнения, но вы упустите ту важную составляющую, которая связана с развитием его личности, воспитанием. А воспитание – очень широкое понятие, его не следует понимать как «натаскивание в норме».


Учитель-практик: технологии отрабатываются «в поле»

Педагогическое образование нельзя отрывать от практики работы учителя. Так получилось, что последнее время в этом вопросе было заметное расхождение: педобразование строилось в одном ключе, а требования, предъявляемые к учителю в школе – в другом.

Теперь эти две линии (содержание деятельности учителя и форма его подготовки) должны пересечься. Важный шаг уже сделан в действующем проекте Минобрнауки России, который направлен на обоснование эффективной системы педагогического образования, на подготовку педагога, способного качественно выполнять свою профессиональную деятельность.

Сама жизнь доказала, что если ты готовишь педагога лишь в академической аудитории, то потом в школе 2-3 года уходит на то, чтобы сделать из него реального школьного учителя.

Именно «в поле» отрабатываются эффективные техники, методы и педагогические технологии, причем, не в любом поле, а только там, где накоплен опыт правильной методической работы.

Такая школа должна передавать будущему учителю пакеты работающих инструментов, которыми необходимо овладеть. Например, умение выстраивать индивидуальную траекторию обучения и воспитания любого ребенка – от одаренного до девиантного. Это очень важная часть психолого-педагогической подготовки учителя.

В профстандарте педагога большой раздел посвящен инклюзии в широком смысле слова – способности учителя «включать» в образовательный процесс разных детей, ориентируясь на их способности. Современный педагог обязан уметь это делать. Если же он этого не делает, то об эффективной передаче ребенку образцов поведения и действия не может быть и речи.

Должен отметить, что в российском образовательном пространстве сейчас довольно широко представлены разные типы школ и эффективные методики работы с самыми разными детьми. В этом смысле отечественная школа добилась огромных успехов, и я вижу, с каким интересом наших исследователей слушают на международных конференциях.

Новый учитель: из категории «неравнодушный человек»

Кто же этот учитель? В чем его новизна? Простой пример. У меня было два учителя физики. Я ходил на факультатив, а на урок не ходил. Тот учитель, который вел факультатив, был заражен идеей физики, он был «сотворцом» этого знания, соучастником культурного процесса. Именно ситуация «сотворчества» развивает таланты человека.

Учитель физики должен не просто рассказать ребенку закон Ома, а сделать это так, чтобы присутствующие дети «заразились» наукой, захотели понять суть этого закона. Личностные характеристики конкретного педагога заключаются в том, как он относится к своей деятельности, какие ценности для него представляет работа. Если он просто пересказал закон Ома, никакой ученик не обратит на это внимание. В лучшем случае – выучит, а потом быстро забудет.

Если же человек, который в своей работе видит ценность самого знания, знает историю происхождения и применения этого знания, знает великих людей, которые были носителями этого знания, сопровождает само знание неким образовательным контекстом, то перед ребенком такой человек оказывается реальным культурным носителем этого знания.

Слово «культура» здесь ключевое: если я являюсь культурным носителем знания, значит, я осуществляю функцию воспитания. Если я могу увлечь ребенка, то он, может быть, не станет физиком, но увидит перед собой неравнодушного человека.

«Неравнодушный» – это не определение, а человеческая категория. Мы даже наш университет позиционируем как «университет для неравнодушных людей». Мы работаем со сложными категориями детей. Учитель, который остается равнодушным и не сопереживает, не способен «включить такого ребенка в социальную ситуацию». Но он обязан это сделать.

Новый учитель? Да не новый он. Во все времена в любом обществе передовики в образовании создавали людей, готовых воспроизводить культурные ценности, развивать интеллектуальный и профессиональный потенциал нации. Человеческое общество не должно утратить этот дар, иначе оно перестанет развиваться.


806
RSS
22:00
+9
Учитель физики должен не просто рассказать ребенку закон Ома, а сделать это так, чтобы присутствующие дети «заразились» наукой, захотели понять суть этого закона. Личностные характеристики конкретного педагога заключаются в том, как он относится к своей деятельности, какие ценности для него представляет работа.
Мне не давалась физика в школе, причём учительница просто чудесная, с открытым ртом практически уроки проходили — столько было пособий с любовью сделанных, примеров из жизни, на которых рассматривались законы физики, навсегда запомнилась тем, что увлечённо продолжает дело своих родителей-Учителей, проводила уроки с душой. Зато яотлично усвоила всё то, что было наглядно реализовано на практике с помощью учеников — самый яркий пример: одноклассника попросили обойти вокруг класса и вернуться на своё место — траектория получилась приличная, а путь нулевой))
Мне нравилась, интересна была биология: как всё устроено, генетика впечатлила — и учительница замечательные истории из жизни рассказывала — это всё легко запоминалось и усваивалось, особенно рассказанное из своего личного опыта — а вот с учебником всё обстояло много хуже, когда нужно было запомнить кучу терминов и их теоретическое значение.
По литературе был экспериментальный класс, мы учились не по программе — нас вовлекали в процесс познания, происходило совместное освоение удивительно интересных книг, расширяющих сознание… однако немногим из класса это нравилось, и кому-то было невероятно сложно и многих усилий стоил такой учебный процесс.

Я поняла, что каждым ребёнком, прежде всего, двигает внутренний интерес к познанию, в том плане — какие именно темы вообще привлекают, а усваивается легко, в большинстве случаев, либо прочувствованный опыт учителя красочно-образно донесённый либо практическим наглядным путём. Лучше всего процесс обучения проживать вместе, получая практические ценные знания и навыки… с неравнодушными людьми.

Отдавая ребёнка неравнодушным учителям, стоит задаться вопросом — хотели бы родители, чтобы их ребёнок был похож на учителя, жил и дышал его ценностями и представлениями о жизни?
Отдавая ребёнка неравнодушным учителям, стоит задаться вопросом — хотели бы родители, чтобы их ребёнок был похож на учителя, жил и дышал его ценностями и представлениями о жизни?
Очень по сути. Ребёнок на лету схватывает всё и хорошее и не очень, он впитывает всё происходящее.
Дома это родители, в школе это далеко не только учителя, ещё и одноклассники. Первозбуждённые мысли, эмоции, обмен не самой качественной информацией.

Т.е. не ведая того, родитель даёт ребёнку уже с 7-ми лет непосильную задачу: поступать, как учат родители, в школе быть своим среди сверстников и отвечать требованиям школьных учителей.
На выходе получается смешанное и неуравновешенное сознание, живущее в хаосе, лишённое мировоззрения.
Если же человек, который в своей работе видит ценность самого знания, знает историю происхождения и применения этого знания, знает великих людей, которые были носителями этого знания, сопровождает само знание неким образовательным контекстом, то перед ребенком такой человек оказывается реальным культурным носителем этого знания.

Если человек действительно любит своё дело, он будет совершенствовать и углублять свои знания.
Но, конечно, главное, это не любовь к профессии, а любовь к людям. Тогда информация и умения, которыми человек, Учитель наполнен, будут с любовью переданы другим.
Если человек действительно любит своё дело, он будет совершенствовать и углублять свои знания. Но, конечно, главное, это не любовь к профессии, а любовь к людям. Тогда информация и умения, которыми человек, Учитель наполнен, будут с любовью переданы другим.
В моей жизни были педагоги профессионалы, которые искренне передавали ученикам свои знания, любовь к профессии, на памяти сразу пара из них — учительница по русскому и литературе и учительница в художественной школе.
Благодаря им я действительно люблю литературу и свой язык, люблю писать, я умею и люблю рисовать,
но обе эти женщины выгорели работая в школе…

Одной из них уже нет в живых, другая тяжело заболела, не знаю жива ли она сейчас. Обе из них
были довольно молодыми. И у обоих были сильно не решённые проблемы в жизни…
Как я сейчас понимаю, эти проблемы они частично пытались компенсировать, искренне отдавая себя своим ученикам..., но уходило время на решение самого насущного в своей женской и человеческой судьбе. И это время утекло.

Основой является именно Семья, где каждый взрослый одновременно является и родителем и учителем своим детям, и конечно учеником, т.к. Жизнь всегда нам преподносит очень много уроков.
00:40
+3
«педагог – это специалист, который отвечает за то, чтобы культурно передать ребенку образцы поведения и действия. Он должен социализировать ученика, сделать так, чтобы тот стал культурным человеком. В этом смысле педагог является «государственным уполномоченным».
Сложные слова о том, с чем справиться нереально учителям в рамках школьной системы, учитывая классы по 30 и более человек. По сути к тебе на урок приходят 30 семей, т.к. каждый ребёнок несёт то, что видит дома перед глазами. На учителя навешивается то, что всегда и во все времена делала Семья.
Мы можем сколько угодно говорить о любых индикаторах, характеризующих педагога, о его знаниях и умениях. Но если мы настаиваем на том, что педагог выступает посредником между общественным взрослым и ребёнком, то значит, основная его характеристика заключается в его собственной культуре.
Это ложный путь, т.к. для ребёнка примером социально-значимых отношений является только родитель, если конечно ребёнок не сирота. Подменяя роль родителей даже высоко профессиональным штатом, современное общество уже утеряло преемственность поколений. Это уровень животного сознания, без дальнейшего развития.
Прежде всего, педагог должен быть личностью. Нам нужен учитель, у которого ценностно-смысловой контекст является важнейшей составляющей его профессии. К этому его обязывает сам формат и ответственность за социальные и культурные взаимодействия с подрастающим поколением.
Ни одна личность чужого возрослого не будет нести отвественность за твоего ребёнка, тем более на протяжении всей Жизни… Ни один учитель не способен полно ответить за судьбу твоих детей. Это место родителей, а не учителей.
Должен отметить, что в российском образовательном пространстве сейчас довольно широко представлены разные типы школ и эффективные методики работы с самыми разными детьми. В этом смысле отечественная школа добилась огромных успехов, и я вижу, с каким интересом наших исследователей слушают на международных конференциях.
Но не существует методики, как из человека вырастить Человека. Главное — это состоявшаяся человеческая судьба, наполненная счастливая жизнь. К школьным методикам это вообще не имеет никакого отношения.
Новый учитель? Да не новый он. Во все времена в любом обществе передовики в образовании создавали людей, готовых воспроизводить культурные ценности, развивать интеллектуальный и профессиональный потенциал нации. Человеческое общество не должно утратить этот дар, иначе оно перестанет развиваться.
Если бы ценности воспроизводились так просто — от хорошего человека к хорошему, то мы не пришли бы к такому тупику, как сейчас. И что понимать под словом культурные ценности?
Именно школа, к сожалению, и является тем звеном, которое успешно разделило семьи, люди в это так поверили, что сама мысль о том, что может быть иначе: не нужно разлучаться, а ВСЁ делать вместе, жить, учиться, любить и работать, вызывает у многих панику и смятение…
интеллектуальный и профессиональный потенциал нации. Человеческое общество не должно утратить этот дар, иначе оно перестанет развиваться
Эта фраза свидетельсвует о разделённом сознании автора, ведь интеллект и профессионализм это лишь части нашего Я, а целостность человеческая начинается с осознания себя Волей/Духовно-Созидающим началом.
Вот об этом в статье ни слова, т.к. это другой Уровень сознания,
массовая школа развитие Духа вообще в задачи не ставит.

00:57
+9
Процитирую А. Саган:

Когда я отводила сына в 1 класс, я велась за своими страхами и ленью, что не смогу научить сына даже читать и писать, пусть это сделает кто-то за меня. Тем самым я передала чужому хорошему человеку заботу и ответственность за своего сына.

Очень хорошо, что ребёнок не дал мне возможности так легко снять с себя обязанности, у нас было столько жизненных уроков, которые нельзя было решить сидя на двух стульях сразу (и дома и в школе).
Пришлось выбрать что-то Одно.
И этим Одним — стал наш Дом, наша Семья, за что я очень признательна А.Саган и Даяне Саган, а также мужу, который в тот момент нас поддержал.