О двух разных народах

Все-таки в отношении русских к украинцам, к Украине таится что-то ключевое, судьбоносное – для нас, русских. Для украинцев Россия тоже значима, но только как точка отталкивания, помогающая осознанию своей, украинской, инаковости. Для русских же Украина, напротив, точка постоянного притяжения, ревнивого внимания, объект поглощения как чего-то «исконно своего» и переделки по собственному образу и подобию. Ничто так не раздражает русских, как очевидные различия с украинцами в языке, менталитете, культуре, историческом опыте. Если русские и признают эти различия, то лишь на уровне различий, скажем, между Владимирщиной и Рязаньщиной, но никак не на уровне отношений двух разных народов.

Известно мнение, что Россия без Украины в имперском плане ущербна. Что-то в этом же духе говорил Бжезинский, да и не только он. Эта мысль верна. Но дело даже не столько в экономическом и геополитическом значении Украины для Москвы. Дело прежде всего в том, что на традиционном русском отношении к Украине, по сути, держится русское имперское сознание, благодаря которому российская империя, пусть и в урезанном виде, все еще существует. Подчеркиваю: именно отношение к Украине – не к Балтии, не к Кавказу – является определяющим для русского имперского сознания. Как только русские откроют для себя, что украинцы это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО другой народ – российский имперский миф рухнет, а с ним неизбежно кончится и империя.

Надо сказать, что на словах русские всегда готовы признать, что украинцы – народ, но – внимание! – «братский народ». За этой лукавой формулой кроется твердое убеждение, что мы – русские и украинцы – ОДИН народ, призванный жить в одном государстве со столицей в Москве. Говоря о «братском украинском народе», большинство русских воспринимают украинский язык и само украинство как досадное историческое недоразумение, исторический вывих, возникший благодаря зловредному влиянию Литвы и Польши. И при этом русские не задаются вопросом: а может, вывихом-то являются они сами?

Исторически вывихнуты как раз-то мы, русские. Нас вывихнула татарщина. Еще в ХIII веке наметились два противоположных исторических вектора, определивших дальнейшее формирование украинского и русского народов. Первый вектор – борьба с Ордой в союзе с Европой, второй – борьба с Европой в союзе с Ордой. Персонифицировались они соответственно в личностях Даниила Галицкого и Александра Невского. Первый вектор – естественен и логичен в культурно-историческом плане. Второй вектор – глубочайшее извращение с далеко идущими последствиями: культурными, государственными, историческими, психологическими, нравственными. И если король Даниил – знаковая фигура Украины, то приемный ханский сын Александр Невский – знаковая фигура России, ее «имя». Таков исток нынешних русско-украинских отношений. Уже после этого говорить о «двух братских народах» не приходится. Цивилизационная вражда предопределена уже этими двумя историческими личностями.

Их можно назвать народообразующими. Насколько Даниил Галицкий непохож на Александра Невского, настолько украинцы непохожи на русских – в своем отношении к праву, свободе, собственности. Если украинское самосознание исторически тяготеет к Европе, то традиционное русское самосознание воспринимает Европу с большей или меньшей степенью враждебности, недоверья и зависти, оборотной стороной которой выступает мессианская кичливость и обличительный пафос в отношении «прогнившего Запада». Европа для русских – это «потерянный рай», откуда их вырвали татарским арканом. Именно конфликт между изначальной европейской природой и навязанным азиатизмом истории и государственности определил русский психотип, все его комплексы и фобии. Все русские неврозы – от пьянства до большевизма – отсюда. Утратив Европу, русские захотели ее не просто забыть – они решили ее возненавидеть, возлюбив при этом свое историческое несчастье, весь этот навязанный им судьбой азиатизм. Это психологическое и умственное извращение называется русским патриотизмом. Украина же, благодаря Литве и – да, да!- Речи Посполитой, сохранила в себе причастность к Европе, сохранилась как Русь в подлинном смысле этого понятия. А мы переродились в Московию, утратив исконную цивилизационную идентичность. И вот это-то и является предметом нашей русской, точнее московитской ревности, определяющей наше отношение к Украине.

Еще на Переяславской раде (1654), на пресловутом «воссоединении», надо сказать, весьма вынужденном со стороны казаков, встретились два разных народа, говорившие на языках разных культур. Мало кто знает, что в Переяславле казаки, соглашаясь дать присягу московскому царю, настаивали, чтобы и он, в свою очередь, присягнул казакам в соблюдении их вольностей. То есть казаки заявляли себя носителями типично ЗАПАДНОЙ правовой культуры. Разумеется, это вызвало негодование московской стороны, заявившей, что «у нас не повелось, чтобы цари давали подданным присягу, а вольности ваши Государем соблюдены будут». Видать, веры Москве у казаков особой не было: четыре полка царю в Переяславле так и не присягнули…

Как Россия «соблюла» казачьи вольности, хорошо известно: всеми силами она старалась устранить украинское «историческое недоразумение». Уже вскоре после Переяславской рады началась московизация Украины: насаждение воевод, сворачивание городского самоуправления, притеснение казачества, поощрение доносительства и т.д. В 1662 году был создан Малороссийский приказ, находившийся в непосредственном подчинении у царя. Через него царь утверждал претендентов на гетманство, сажал воевод по украинским городам, строил крепости в Украине, направлял действия московских и казацких войск. Кроме того, это ведомство надзирало за деятельностью гетмана и контролировало все контакты украинцев с Московией. О Переяславских соглашениях в кремле уже и не вспоминали.

Потом был показательный геноцид в Батурине (1708) – ответ Петра Первого на попытку гетмана Мазепы отстоять остатки суверенитета Украины. Потом последовали два уничтожения Запорожской Сечи – Петром и, окончательное, Екатериной. Потом было превращение Украины в набор типовых губерний, царская политика русификации и, наконец, сталинский Голодомор как средство подавления украинского национально-освободительного сопротивления. А совсем недавно, во времена Виктора Ющенко, мы видели, как Москва боролась с украинским «историческим недоразумением» путем манипуляций с газпромовскими заглушками.

Конечно, казакам в ХVII веке не стоило вступать в столь острую конфронтацию с поляками, которые в цивилизационном плане были гораздо ближе казачеству, чем московиты, несмотря на их православие. В свою очередь и гордым полякам надо было понимать, что от их конфликта с казачеством выиграет только Москва. Конечно, требовалась федеративная и правовая реформа Речи Посполитой, состоявшей лишь из двух субъектов – Польши и Литвы. Требовалось признать третий субъект – Украину (Русь). Так и произошло при заключении Гадячской унии (1658). Но, увы, поздно: ненависть казаков к «ляхам» была уже слишком велика, и проект провалился. Возникни он пораньше – и у Украины были бы все шансы существовать сегодня в качестве полноценного европейского государства. Да и наша, русская, судьба сложилась бы иначе, поскольку без Украины Россия вряд ли превратилась бы в монструозную империю, в конце концов разродившуюся большевизмом. Московия неизбежно вошла бы в состав более цивилизованного и сильного соседа. И мы, русские, жили бы сейчас в Европе, не имея за спиной ГУЛАГа и прочего гнусного исторического опыта. И сама история Европы была бы иной…

Итак, «два братских народа». Но, как видим, в конечном счете культурно-исторические генезисы русских и украинцев совершенно различны, даже противоположны. Мы, русские, конечно, братья украинцам, но братья, подвергшиеся некой неприятной мутации. Мы опасны, как будто несем в себе какую-то разрушительную заразу, и потому нас инстинктивно сторонятся все, кто живет западнее: украинцы, прибалты, а теперь и белорусы. Зато Китай приваливается к нам все плотнее…

Наряду с идеей «двух братских народа», существует уж совсем оголтелая ура-патриотическая «концепция» «триединого русского народа», якобы состоящего из великороссов, малороссов и белорусов. Эта мифологема рассыпается при первом же внимательном рассмотрении. Языковая близость? Уверен, что большинство из адептов идеи «триединого русского народа» не смогут понять большую часть разговорных фраз на украинском языке. Языковые различия между русскими и украинцами очевидны и значительны. Языки у них, конечно, родственные, но, скажем, сербский язык тоже весьма родствен русскому, однако никому из нормальных людей не приходит в голову считать сербов и русских одним народом. Кстати, у сербов и хорватов язык вообще один и тот же, но народы эти, несмотря на общий славянский корень, отнюдь не братские, а цивилизационно разнонаправленные. Скажут: их разделила религия. Хорошо, возьмем сербов и черногорцев – один язык, одна вера. Различий между ними в сотни раз меньше, чем между русскими и украинцами. Тем не менее, несмотря на великодержавное стремление Сербии рассматривать Черногорию как свое продолжение – не более! – черногорцы считают себя отдельным народом с собственной историей и культурой. Не буду здесь вдаваться в подробности, но, вероятно, мало кто знает, что примерно в 1920-26 гг. черногорцы вели партизанскую национально-освободительную войну против сербской армии, оккупировавшей Черногорию под предлогом братской помощи. И если уж такие «близнецы-братья» как Сербия и Черногория в конце концов расселились по отдельным квартирам, то что говорить о России и Украине?!

В заключение нельзя не затронуть еще один момент. Жаркий русско-украинский спор разворачивается на историософском, экономическом, политическом полях. Это большой спор об Украине как таковой, о ее суверенитете и состоятельности. Идет он и на поле культуры. Здесь, пожалуй, главной стратегической «высоткой», за которую борются русские, является имя и наследие Гоголя. Аргументация русских ура-патриотов такова: Гоголь писал на русском языке, называл себя русским – значит, никакой особой украинской идентичности не существует, можно говорить лишь о неком «областном» малоросском своеобразии, эдаком этнографическом оттенке. Разумеется, это обычная уловка, призванная оправдать имперскую политику в отношении Украины и само существование империи. Пора, наконец, сказать правду: Гоголь типологически (я уж не говорю о происхождении) чисто украинский писатель, имевший еще и польские корни, да, писавший на русском языке – в силу исторических и политических обстоятельств. Судьбу Гоголя предопределила судьба Украины в империи. Как еще мог сделать литературную карьеру талант, родившийся в колониальной провинции? Разумеется, надо было ехать в имперский центр, в Питер, писать по-русски, причем идеологически выдержанно. Скажем, на «Тарасе Бульбе» — козырной карте наших ура-патриотов – лежит явная печать политического приспособленчества. Как известно, было два варианта повести, и патетические слова о «русском царе» в предсмертном монологе Тараса появились лишь во второй редакции – по сути, Гоголь создал яркий, поэтичный псевдоисторический лубок, внеся весомый вклад в имперскую мифологему «воссоединения Украины с Россией». Но душевного комфорта Гоголю это не принесло. В России он мучился, изнывал. Его «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это бегство в уже несуществующую Украину. По сути это плач об Украине, упрятанный в смех, в яркие южные краски, в сказочность, в полет стиля. Вспомним, как кузнец Вакула попал на прием к Екатерине II в составе делегации запорожцев, которые, предчувствуя свой скорый конец, прибыли в Петербург в надежде умилостивить «матушку государыню». Далеко не случайно Николай Васильевич свел вместе эти противоположные начала: ледяной имперский Петербург и огненных посланцев Сечи. В рождественскую пастораль Гоголь упрятал свою скорбь о погибшей казачьей вольности, об Украине…

Россия душила Гоголя, он рвался из нее, но куда ему было податься? В Украину, превращенную в Малороссию? Там он был обречен на убогое провинциальное прозябание. И тогда новой, идеальной Украиной для Гоголя стала Италия. В Италии он воскресал духовно, оттуда он писал откровенные письма, в которых «Россия, Петербург, снега, подлецы» шли в одну строку, через запятую. В Италии он «просыпался на родине». И чем все кончилось? Россия в лице попа-мракобеса Матвея задушила-таки Гоголя. Вот и вся его история вкратце.

Гоголь не смог или побоялся разобраться в себе, и это его сгубило. Жившее в нем украинско-польское самосознание (характерны его откровенные беседы с поляками в Италии) он старательно, но тщетно давил надстроечным русским самосознанием. Россию, ее холода, обывателей, чиновников, странную, безысходную историю Гоголь не любил, хоть и боялся в этом себе признаться. Отсюда и «Мертвые души» — эта фантасмагорическая фреска становится понятной именно в таком ракурсе. Создав ее, Гоголь испугался самого себя и шарахнулся в покаяние, к попам, в морализаторство, стал проповедником и убил в себе художника. Гоголь – это жертва России, она сожрала его. Украинский писатель, запутавшийся в своей русской судьбе, как птица в силках…

Что ж, подытожим. Нам, русским, пора осознать, что обретение Украиной независимости глубоко закономерно. Это историческая справедливость, с которой необходимо не просто смириться – нам надо ее понять и принять. Понимание, что Украина действительно другая страна, настоящая заграница – вот ключ к нашему самопознанию, самокритике и самоосвобождению, предпосылка зарождения новой русской ментальности без имперских и антизападных стереотипов. Если это произойдет, все наше видение истории и мира изменится. Украина как бы ставит перед нами, русскими, зеркало. Надо честно и бесстрашно вглядеться в него. И, как сказано в нашей же, русской, поговорке, «на зеркало неча пенять…». 
Алексей Широпаев. 2010 г.

579
RSS
Алексей Широпаев умело применил принцип «разделяй и властвуй». И украинцы — чуждый народ, и белорусы, и уж тем более сербы. Умело навбивал клиньев между славянами. Все для всех чужие. И историю он умело переиначил под себя.

Да, государства у нас разные, но государство — не народ. А Родина у нас одна, народ один, корни одни. Да, на одной яблоне некоторые яблоки могут быть и червивыми, и подгнившими, но яблоня-то одна.
Если бы данную статью я прочитала несколько месяцев месяцев назад, то она вызвала бы у меня только скептическое отношение. Но сейчас уже иначе воспринимается информация и мысли Автора, которые помогают совершенно под другим углом взглянуть России, русским на самих себя. Очень нелегко и больно бывает увидеть как есть
И при этом русские не задаются вопросом: а может, вывихом-то являются они сами?.. Мы, русские, конечно, братья украинцам, но братья, подвергшиеся некой неприятной мутации. Мы опасны, как будто несем в себе какую-то разрушительную заразу, и потому нас инстинктивно сторонятся все, кто живет западнее: украинцы, прибалты, а теперь и белорусы. Зато Китай приваливается к нам все плотнее…

Нелегко избавиться от иллюзий и представлений о самих себе, которыми нас с детства напитывали, в т.ч. и что русские это особенные люди, особенная страна и у нас особенная русская Душа, Дух. Возможно, что это действительно так, но есть и другая сторона, подумать о которой предлагает Автор данной записи.
Интересными стали для меня приведенные в иной интерпретации исторические факты. В общем, есть над чем задуматься и поразмышлять.
17:29
+3
Мы опасны, как будто несем в себе какую-то разрушительную заразу, и потому нас инстинктивно сторонятся все, кто живет западнее: украинцы, прибалты, а теперь и белорусы.
Унижать самих себя, сопоставляя с другими, невежественно. Мы это Мы. Какие есть. О том, что другие чувствуют по отношению к нам-это еще стоит разобраться в Причине. На настоящий момент уничижение нашего Народа происходит по причине давления со стороны «дружески настроенных» властей, которые сами пребывают в неведении, да и народ направляют к братству, которое было во времена СССР. Разлад происходит в непремиримости разрушенного прошлого, которое до сих пор стараются ставить в пример. Только Жизнь движется, за время капиталистического строя, находящегося в якобы демократической нашей стране, произошел развал понимания идеи движения в будущее. Ведь раньше, в СССР, его строили. Направляя, создавая производства, стройки века, жилье, ячейки общества. Создавая светлое будущее, как бы это сейчас ни звучало. Теперь что? Строительство жилья с целью получить прибыль. От кого? Без разницы. Ячейка общества теперь если и складывается, то совсем по другим причинам.
Народ, позволивший себя обмануть, во времена развала СССР, получив себе в Президенты М.Горбачева, которым восторгался, пришел к наполнению страны материальными благами, обесценив себя как народ сильной Духом страны. Народ Украины, особо и не выбирал. Придя к власти путем переворота, нынешний Президент Украины, устроил разворот в сторону Запада страны, старается создать политику отречения от нашей совместной истории. Причем, переиначивая ее, стараясь донести детям своей страны ложные знания. А на ложных знаниях далеко не уйдешь, попав в лужу.
Следуя Мысли Автора, мы с Украиной два разных народа. Но Исток то у нас единый. Отрицать друг друга только выбрав разные направления движения, смысла нет. Важнее приняв самого себя в другом, понять причину совершенных, совершаемых действий, чтобы налаживать отношения. Ведь все Мы живем вместе на одной Планете и мир у нас единый, и давайте учиться его созидать!
13:16
+6
Интересная попытка взглянуть на историю под непривычным углом.
Несмотря на надуманные исторические факты, в статье есть и доля правды. Полностью согласна с основной мыслью статьи: прежде чем исправлять «вывихи» другого (человека, народа, государства и т.д.), не плохо бы начать с себя, увидеть и устранить сначала свои «вывихи», главный из которых
мы переродились в Московию, утратив исконную цивилизационную идентичность


Не вижу ничего страшного в формулировке "братский народ", тем более он, как и другие славянские народы, действительно, братский, т.к. корень у нас общий. И, как в любой семье, братья, вырастая, обзаводятся собственной семьёй, жильём и пр. — нарабатывают свой опыт — но ведь это не мешает им быть-оставаться- называться братьями и по-братски ладить.

Наряду с идеей «двух братских народа», существует уж совсем оголтелая ура-патриотическая «концепция» «триединого русского народа», якобы состоящего из великороссов, малороссов и белорусов. Эта мифологема рассыпается при первом же внимательном рассмотрении. Языковая близость? Уверен, что большинство из адептов идеи «триединого русского народа» не смогут понять большую часть разговорных фраз на украинском языке

Эта «концепция» мне знакома и близка с детства, как и многим, выросшим во времена СССР, и надо сказать, что мне не составляло какого-то особого труда понимать и разговаривать и с моим дедом-украинцем, и с другим моим дедом-белорусом, да и особой разницы в их менталитете я не замечала, особенно по поводу выпить. Это к слову о «русских» неврозах.
Нам, русским, пора осознать, что обретение Украиной независимости глубоко закономерно. Это историческая справедливость, с которой необходимо не просто смириться – нам надо ее понять и принять.

Видимо, тут путаница народа и государства: всё же русские — это народ, который, я уверена, не имеет ничего против обретения независимости какого-бы то ни было другого народа, тем более братского! Даже более того — это нам самим неудобно у себя дома быть действительно Дома.

20:26
+2
Благодарна Автору, разместившему данный материал..! заметила, что после каждого такого исторического экскурса словно раскрывается определённая волна родовой памяти…

Надо сказать, что на словах русские всегда готовы признать, что украинцы – народ, но – внимание! – «братский народ». За этой лукавой формулой кроется твердое убеждение, что мы – русские и украинцы – ОДИН народ, призванный жить в одном государстве со столицей в Москве.
Весьма необычный ракурс на историю говорит о разделении народа… и в тоже время, вскрыл эту разделённость/отдельность, которая присутствовала в подсознании.
К хохлам всегда относились с некоторой усмешкой/посмеиванием над особенностями присущего им национального характера… между тем, трое из четверых мои прабабушки из Украины: Ворошиловграский район Харьковской области, Никополь и Таврия. Буквально с появлением материала заново открылось, что прабабушка по материнской линии жила в казачьей станице до переселения в Казахстан.
Именно конфликт между изначальной европейской природой и навязанным азиатизмом истории и государственности определил русский психотип, все его комплексы и фобии. Все русские неврозы – от пьянства до большевизма – отсюда. Утратив Европу, русские захотели ее не просто забыть – они решили ее возненавидеть, возлюбив при этом свое историческое несчастье, весь этот навязанный им судьбой азиатизм.
Эти строки позволили осознанно вычистить хлам неприязни и отрицания своих корней, который, оказалось, незаметно подрос с началом событий на Украине… и слова о навязанном азиатизме буквальный имеют смысл в истории ближайшей родни.

Соглашусь с предыдущими Авторами комментариев — о том, что корень один… и то, что с осознания Себя необходимо начинать каждому, прорастая на своей почве от Истоков Я... тогда нечего делить будет…
Понимание, что Украина действительно другая страна, настоящая заграница – вот ключ к нашему самопознанию, самокритике и самоосвобождению, предпосылка зарождения новой русской ментальности без имперских и антизападных стереотипов.
Украина не просто соседняя (другая) страна… это земля одного прежде народа. И, если с соседями (или соседними странами) за правило ладить, то с братьями и подавно важно прийти к примирению — принять такими, какие есть… даже если они выбрали «жить» отдельно.
Буквально с появлением материала заново открылось, что прабабушка по материнской линии жила в казачьей станице до переселения в Казахстан.

Эти строки позволили осознанно вычистить хлам неприязни и отрицания своих корней, который, оказалось, незаметно подрос с началом событий на Украине… и слова о навязанном азиатизме буквальный имеют смысл в истории ближайшей родни.
Почувствовала важным пояснить, что ближайшая родня по материнской линии ещё два года назад приобрели дом в России невдалеке от земель исторической родины и наследник рода уже с весны там живёт.

С уважением отношусь к решительному и смелому шагу маминого брата, который развязался с азиатизмом, к счастью будущих поколений.
Здорово, когда слова подтверждаются делами.
Мало кто знает, что в Переяславле казаки, соглашаясь дать присягу московскому царю, настаивали, чтобы и он, в свою очередь, присягнул казакам в соблюдении их вольностей. То есть казаки заявляли себя носителями типично ЗАПАДНОЙ правовой культуры.
В своё время встречала информацию об уникальных сверхчеловеческих способностях казаков (казачий спас) — способность владеть мыслью… владеть собой — быть Едиными с Богом — ещё одно почти утраченное наследие Исконной Руси…
Искренне удивило отнесение казаков к Западной культуре — посмотрев подшивку журнала 50-летней давности (узнала, мой дед выписывал его в бытность Советского союза) — увидела старославянские названия месяцев.