А знаете ли вы, что 28 октября...

А знаете ли вы, что 28 октября...

312 года — В ходе войн Константина Великого войска последнего разбили армию Императора Максенция в Битве у Мульвийского моста.

1237 года — Появилось первое письменное упоминание о городе Берлине.

1492 года — Испанский мореплаватель Х.Колумб высадился на острове Кубе.
1644 года — В ходе Гражданской войны в Шотландии монархические силы страны одержали победу над революционной армией в Битве при Фиви.
1654 года — В российском городе Вологде, во имя спасения от мора за одни сутки был построен Всеградский храм Спаса Всемилостивого.

1812 года — В ходе Отечественной Войны корпус донских казаков под командованием генерала М.И.Платова разгромил французский отряд под предводительством Э.Богарне на реке Вопь.

1834 года — Правительство США предписало индейскому племени Семинолы покинуть Флориду и перебраться на запад страны.

1886 года — В городе Нью-Йорке состоялось официальное открытие статуи Свободы.

1905 года — В России была обнародована программа Русской Монархической партии.

1908 года — Вышел в прокат первый в России короткометражный художественный фильм «Понизовая вольница».

1914 года — В ходе Первой Мировой Войны американская фирма «Kodak» объявила о начале работы над созданием технологий цветной фотографии.
1914 года — В ходе Первой Мировой Войны германский крейсер «Эмден» одновременно потопил Русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Мушкет» в гавани Пенанга.
1914 года — В ходе Первой Мировой Войны правительство Канады издало указ о создании концентрационных лагерей в стране для германских и австрийских военнопленных.
1914 года — В ходе Первой Мировой Войны бельгийские солдаты открыли шлюзы и затопили германскую армию в бассейне реки Изер морской водой.
1918 года — В ходе Первой Мировой Войны Чехословакия провозгласила свою независимость от Австро-Венгрии.
1919 года — Конгресс США принял «сухой закон».
1919 года — В ходе Гражданской войны в России командование украинской галицкой армии отказалось выполнять приказ революционера С.В.Петлюры воевать против Белой армии.
1920 года — В ходе Гражданской войны в России, советское правительство отдалоБессарабию Румынии.
1922 года — Король Италии Виктор Эммануил IIIпоручил главе национальной фашистской партии Б. Муссолини сформировать патриотическое правительство страны.
1924 года — Франция официально признала советское правительство.
1936 года — В ходе Гражданской войны в Испании советские войска начали боевые действия на стороне республиканских сил.
1940 года — В ходе Второй Мировой Войны Греция вступила в оную.

1943 года — В ходе Второй Мировой Войны, в Новой Зеландии были введены ограничения на торговлю маслом.

1944 года — В ходе Великой Отечественной Войны УССР была полностью освобождена от германских войск.

1944 года — В ходе Великой Отечественной Войны СССР и Болгария заключили перемирие.
1955 года — Финляндия вступила в Северный Совет.
1962 года — В ходе Карибского кризиса генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущёв объявил о демонтаже советских ракет на Кубе.
1965 года — В США был открыт крупнейший монумент в мире -192-метровая стальная арка «Ворота на Запад».

1989 года — Украинский язык был провозглашен государственным языком УССР.

1992 года — Президент России Б.Н.Ельцин запретил деятельность Фронта национального спасения.

1994 года — Русский писатель А.И.Солженицын выступил с часовой речью в государственной думе России.

2005 года — С космодрома Плесецк был запущен первый иранский искусственный спутник Земли «Сина-1».

2009 года — В городе Кабуле произошёл террористический акт в ходе которого погибло 6 сотрудников ООН.

Иллюстрация: «Сон Константина I и битва у Мульвийского моста».

17:42
484
RSS
19:52
+7
1965 года — В США был открыт крупнейший монумент в мире -192-метровая стальная арка «Ворота на Запад».

В 1965 году в США открывается крупнейший монумент в мире, 192-метровая стальная арка «Ворота на Запад».
По расчетам проектировщиков, эта экспрессивная стальная «радуга», поднявшаяся над землей на высоту 192 м (630 футов), должна простоять ровно тысячу лет — и никак не меньше. Во всяком случае такой запас прочности заложили в нее ее создатели — архитектор Эро Сааринен и инженер Фред Северад.
Арка «Ворота на Запад» установлена в городе Сент-Луис, столице штата Миссури, и является частью Национального мемориала Т. Джефферсона. К сооружению монумента, посвященного освоению Дикого Запада, приступили еще в 1935 г. В качестве места для его установки был избран Сент-Луис, откуда в свое время уходили на Запад обозы первых переселенцев. Осуществление этих планов затормозила Вторая мировая война, и к ним вернулись лишь во второй половине 1940-х гг.
В 1947 г. был объявлен общенациональный конкурс на лучший проект монумента, победителем которого стал Эро Сааринен. Как говорил впоследствии архитектор, он хотел создать памятник, который «имел бы непреходящее значение и одновременно стал бы вехой в истории нашего времени». Тщательно изучив особенности пейзажа, он придал своему сооружению вид огромной, геометрически правильной (192 м в высоту, 192 м в основании) арки, образ которой перекликается с двумя сент-луисскими мостами, переброшенными через реку Миссури.
По ряду причин сооружение арки началось лишь в 1961 г. Автор проекта не дожил до его окончания: Сааринен умер в том же году, и уже посмертно был награжден Золотой медалью Американского института архитектуры. А 28 октября 1965 г. была установлена последняя секция огромного сооружения. Общая стоимость проекта составила 30 миллионов долларов. Сооруженная из нержавеющей стали, арка «Ворота на Запад» стала самым высоким монументом в США. Она видна на расстоянии тридцати миль окрест. Посвященная событиям американской истории, арка стала также и своеобразными «воротами в будущее», настоящим символом технического прогресса.
Внутри арки устроен лифт, поднимающий посетителей на самый верх, где располагается небольшая смотровая площадка. У подножия арки открыт музей освоения Запада. Творение Эро Сааринена стало сегодня символом Сент-Луиса и пользуется большой популярностью у туристов.

23:18
+13
Отмечу мужеский поступок сына сегодня 28 октября 2016г.,
он не долго раздумывая вытащил из пруда утопающую прогулочную детскую коляску,
я ему лишь немного подсобила на суше.
Молодая мама гуляя с ребёнком не уследила, коляска поехала с пригорка и угодила в пруд,
на берегу стояли женщины и дети, не решаясь войти в воду…
Мы вместе с сыном ещё издалека оценили ситуацию, т.к. сын был в резиновых сапогах,
пришла мысль, что у него получится вытащить коляску. Всё так и вышло.
16:07
+6
1989 года — Украинский язык был провозглашен государственным языком УССР.

Закон «О языках в Украинской ССР» был принят 28 октября 1989 (еще до провозглашения независимости Украины). Закон стал первым весомым достижением национально-демократических сил и закрепил позиции, которые в то время получили украинская интеллигенция и национальное движение. Впоследствии, данный закон был отменён законом Украины «Об основах государственной языковой политики».
11:01
+6
1886 года — В городе Нью-Йорке состоялось официальное открытие статуи Свободы.

Ста́туя Свобо́ды (англ. Statue of Liberty, полное название — Свобо́да, озаря́ющая мир, англ. Liberty Enlightening the World) — колоссальная скульптура в стиле неоклассицизма на острове Свободы примерно в 3 км к юго-западу от южной оконечности острова Манхэттен, США.
Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США. Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.
Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).
Общий вес меди, использованной для отлива статуи, — 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции — 125 тонн. Общий вес бетонного основания — 27 000 тонн. Толщина медного покрытия статуи — 2,57 мм.
Высота от земли до кончика факела — 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела — 46 метров.
Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.
Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.
Территория острова Либерти первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe's Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.
19:33
+4
А знаете ли вы что Эйфель Гюстав тоже принимал участие в постройке статуи Свободы?!

Алекса́ндр Гюста́в Эйфе́ль (фр. Gustave Eiffel), урождённый Бёникхаузен (Bönickhausen; 15 декабря 1832, Дижон — 27 декабря 1923, Париж) — французский инженер, специалист по проектированию металлических конструкций. Завоевал небывалую популярность после постройки в Париже к выставке 1889 года металлической башни, принадлежащей к замечательнейшим техническим сооружениям XIX века и названной в его честь.

22:28
+6
2005 года — С космодрома Плесецк был запущен первый иранский искусственный спутник Земли «Сина-1».

Сина-1— первый иранский искусственный спутник Земли. Запущен 28 октября 2005 года с космодрома Плесецк на ракете-носителе Космос-3М. Изначально планировалось запустить спутник на ракете собственного производства на базе БРСД Шахаб-3, однако из-за возникших трудностей технического характера решено было обратиться к российскому производственному объединению «Полёт» (Омск).

Сина-1 предназначен для дистанционного зондирования Земли. Спутник разработан на базе платформы «Стерх» в ПО «Полёт», имеет массу 160 кг и габариты 0,8×1,3×1,6 м. Вращается на Гелио-синхронной полярной орбите.

00:07
+8
1654 года — В российском городе Вологде, во имя спасения от мора за одни сутки был построен Всеградский храм Спаса Всемилостивого


Спасо-Всегра́дский собо́р (полное название: Всеградский Обыденный собор во имя Спаса Всемилостивого) — уничтоженный в 1972 году собор в Вологде, один из наиболее значительных исторических памятников города, возведённый в 1688-1698 годах на бывшей Спасской площади (ныне площадь Революции).
Собор построен на месте деревянной церкви Спаса Всемилостивого, которую называли «Всеградской» и «Обыденной», так как она была возведена 18 (28) октября 1654 год якобы за одни сутки. В том году в Вологде свирепствовала моровая язва, и строительство «обыденной» церкви было предпринято в качестве духовного подвига во избавление от болезни. Тогда же был составлен общественный «Приговор» горожан, которым они брали на себя и своих потомков обязательство вечно хранить церковь Спаса Всемилостивого.
Спустя четыре дня после постройки церкви также «обыденно», то есть за один день, была написана икона Всемилостивого Спаса, которая стала главной святыней храма и всего города. В её честь ежегодно 23 октября проводился крестный ход.
Деревянная церковь быстро ветшала и не могла вместить толпы богомольцев, стекавшихся в неё отовсюду. Поэтому в 1688 году началось возведение каменного собора. Его строили прямо над деревянной единодневной церковью, в которой ни на день не прекращалась церковная служба. Полностью храм был готов в 1698 году. В 1718 году он был расписан. Среди прочего фрески изображали избавление Вологды от моровой язвы. В 1720-е годы к храму была пристроена тёплая придельная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В XIX веке собор неоднократно подвергался перестройке и постепенно утратил свой первоначальный вид: 1840-1842 годах были перестроены трапезная и тёплая церковь. Тогда же был возведён ещё один придел, но он по каким-то причинам не был освящён и использовался впоследствии лишь для хранения церковной утвари. В 1851-1853 годах была проведена масштабная реконструкция собора: была заменена стенная живопись, расширен алтарь, поднят пол, растёсаны (увеличены) окна. В 1898 году фрески были вновь переписаны. К началу XX века от старого собора осталась только колокольня и фасад главной церкви.
Спасо-Всеградский собор стал главным храмом Вологды, получавшим большие денежные пожертвования. В нём принимали присягу выборные руководители города. День постройки Спасской церкви и избавления от моровой язвы, 18 октября по старому стилю, до революции отмечался в Вологде как главный «всеградский праздник», называвшийся в народе «Лукин день».


00:09
+9
А вот о том что выражает слово Обыденный и о том как строилась Обыденная церковь в Вологде:

Обыдень — Об один день, Обыденный — однодневный, одни сутки длящийся
Обыденная, или единодневная, церковь, как явствует из названия,— церковь, построенная за один день.
Работа могла начаться и в ночь на новый день, но возведение и освящение храма должны были быть закончены до захода солнца. Прикинув, что иной осенний день короче летнего чуть не вдвое, мы увидим, что времени на строительство выпадало не так уж много.
Понятно, что обыденная церковь могла быть только деревянной, небольших размеров и простейшей конструкции.
Повод к возведению обыденных церквей был единственным: они возводились во время моровых поветрий (эпидемий чумы), в средние века неоднократно опустошавших как Древнюю Русь, так и страны Западной Европы.
Постройка такой церкви это результат, коллективного труда, то что же необычного в этом?
И все церкви строились коллективом. Одному человеку, как бы он ни был силен и мастеровит, не под силу соорудить подобное здание. Да, это так, но простую церковь строил коллектив — артель, состоявшая из относительно небольшого количества человек, наемных работников, а здесь коллективом был весь город, все горожане участвовали в постройке. И не только они. В город в этот день стекались крестьяне из окрестных, уцелевших от мора, деревень.

Кто непосредственно строил, кто помогал, кто всего лишь присутствовал, но все были озарены одной мыслью, одухотворены одним стремлением и надеждой.
Именно поэтому единство людей отразилось в названии подобных церквей их именовалиВсеградскими.

Интересны и мелкие особенности, так сказать, детали:
— Для постройки был необходим только что (в этот же день) срубленный лес. Использование какой-либо старой постройки не допускалось. Обыденная церковь должна быть срублена заново, а не собрана.
— Как правило, в день возведения храма горожане соблюдали пост, никто не вкушал пищи до освящения храма.
— Щепу и все отходы вывозили за город и сжигали в кострах, имевших, вероятно, ритуальное значение.
— В честь такого события люди надевали чистую одежду, и припомнить незапамятную ратную традицию — перед боем облачаться во все чистое, то получалось, что население города выходило как бы на битву с чумой.

В связи с этим интересно сравнить, как вели себя люди во время подобных испытаний в Западной Европе. «Декамерон» Бокаччо (эпидемия 1348 г.), «Пир во время чумы» А. Пушкина (перевод пьесы Д. Вильсона «Город чумы», эпидемия 1666 г.), рассказы Э. По предоставляют нам такую возможность. Мы видим людей растерявшихся, упавших духом, отчаявшихся чем-либо противостоять грозному бедствию. Люди убегают из зачумленного города (причем бежит знать, которой есть где укрыться), пытаются забыться в вине, в веселье, в разгуле. И это стремление изолироваться, быть врозь, вроде бы разумно, его диктует здравый смысл, инстинкт самосохранения — при большей скученности эпидемия смертоносней.

На русской же земле происходит парадоксальное явление. Люди не бегут, не прячутся — не рассредоточиваются, говоря языком инструкции,— не пьянствуют, а, напротив, собираются все вместе — и взрослое население, и дети, и старики. Люди ищут спасения в общей работе, в единстве помыслов и желаний.

Еще интересно что на Руси, русские люди представляли болезни в виде живых существ, которых народное мировоззрение объединяло в одну категорию — нечистой силы. И считали что победить болезни может существо, обладающее Чистою.

И теперь становится понятно, что спешки в постройке не было, чтоэто было осознанное единение людей общей идеей — жители города, принимая участие в возведении храма, тем самым как бы проходили обряд очищения, а храм становился талисманом, оберегом, обладающим магической силой воздействия на нечисть, становился символом безупречной чистоты

А вот как строилась Однодевная церковь
… Это произошло в 1655 году. Моровая язва, уже два года опустошавшая южные и центральные области Русского государства, проникла и в Вологду. В надежде не допустить страшную гостью принимались меры предосторожности: дороги и заставы тщательно охранялись, никого не выпускали из города и не впускали в него. В городе пока все обстояло благополучно, хотя из подгородных деревень уже давно поступали тревожные известия.
Однако, как ни хранили город, язва оказалась хитрей: проскользнула украдкой, и в первых числах сентября стало ясно — пришла беда.

Открылись первые признаки чумы в городе, а вскоре болезнь стала повальной. Как по ветру летала она от дома к дому, от избы к избе.
Вот уже минуло шесть недель, и, кажется, должна бы уняться язва, должен же настать ей конец, а она не унимается, она свирепствует еще сильней, еще беспощадней.
К Лазаревскому кладбищу тянутся бесконечные вереницы гробов. Кроме отдельных могил роются братские могилы, в которых погребают разом по 20 — 30 человек. Нет ни одного дома, ни одной семьи, где бы ни оплакивали утрату близкого: деда, отца, сына, дочери, брата, сестры. Немало изб стоит с заколоченными окнами — там семьи вымерли целиком.
День и ночь гудит над городом большой соборный колокол. Ему отзываются колокола приходских храмов.
Никогда доселе язва не посещала Вологду.
В довершение напасти в городе неимоверно расплодились крысы. Мерзкие твари безбоязненно бегают по улицам даже днем. В воздухе кружатся черные тучи воронья. Ночью из окрестных лесов доносится тягучий волчий вой. 15 заброшенных избах остались непогребенными покойники, и по всему городу растекается, незримым туманом стоит тяжелый, обморочный трупный смрад.
Одна за другой стихают, гаснут голоса приходских церквей. Один соборный колокол не сдается. Густой медный звон волнами катится над городом, уходит в поля. О чем говорит он, к чему зовет?
Не слышат люди. Совсем они упали духом, смирились с бедой. Да и как не смириться? Чем противостоять язве? Саблей, пищалью? Язва — противник невидимый, как с ней ратоборствовать?
Ужас и уныние царят вокруг. Прекратились все тяжбы и ссоры, замерла торговля — продается самое необходимое и в малых количествах: некому покупать; порвались дружеские связи — друг и желал бы утешить друга, да боится язвы.
Мертвые покоились на кладбище, однако и живые походили на заживо погребенных: город как будто вымер. Прогромыхает по пустынной улице телега с мертвыми телами, пройдут за ней следом священник с печальными родственниками усопших, и опять на улице никого. Только выскользнет из-за угла серой тенью крысиная стая, метнется через улицу, исчезнет в заброшенной избе, и снова все мертво.
Но гудит, гудит соборный колокол.
У кого возникла мысль о построении обыденного храма — неизвестно. Может быть, ее подал бывалый человек, который много повидал на своем веку и знал, что в других городах строились такие храмы; может быть, эту мысль заронил в умы своей паствы архиепископ Маркел; может быть, мысль возникла сама и явилась переработкой какого-нибудь древнего местного обычая? Как знать.

Но в ночь на 18 октября (31-е по новому стилю) улицы Вологды, казалось бы уже отвыкшие от шума жизни, неожиданно наполнились народом. Разгоняя зловещую ночную тьму, пылали светочи — трубчатые полосы бересты, надетые на палки и батоги. По улицам в суровом молчании — слышался только шорох и треск горящей бересты да топот множества ног — шествовали люди. Они направлялись к Большой (иначе Сенной) площади. Шли старики — они несли иконы (впрочем, стариков было мало, чума особо беспощадна к старым людям), рядом торопливо шли дети — они помогали взрослым нести инструменты и прочие мелкие вещи, потребные при постройке; шли отроки и юноши, шагали взрослые мужи и жены.
Накануне этой ночи, ввечеру, горожане, охваченные единым порывом, дали обет поставить единодневный храм во имя Всемилостивого Спаса.
Когда все собрались на площади, так что и ближайшие улицы и переулки были заполнены народом — значит, не вымер город, нет, не столько вымерло людей, сколько попряталось,— тогда вспыхнули еще десятки загодя припасенных светочей. Они осветили ровное пространство среди площади — место, предназначенное для храма. Архиепископ Маркел окропил это место святой водой, прочитал начинательную молитву, и работа началась.
Колокол на соборной колокольне стих.
Желание какого-то решительного действия, какого-то общего дела, которое бы встряхнуло и сплотило всех, давно подспудно тлело в душах людей. Тяжело жить, когда беда общая, а ты один, откололся от всех, задавит она тебя совсем в одиночку. И вот это желание сообща бороться с бедой передалось всем, нашло выход, нашло достойный объект применения, и люди воспрянули духом, ожили, как бы пробудились от долговременного сна. Люди вновь захотели жить, и любовь изгнала страх.
В лесу валились деревья, на лошадях их везли в город, на площади их корили, отесывали — работа находилась всем, венец поднимался за венцом. Созидался храм духовного единения, возрождения от пагубного недужного сна.
Вскоре занялся робкий рассвет, наступило хмурое, пасмурное утро. Солнце только около полудня пробилось сквозь пелену облаков, и первые его лучи осветили на земле уже почти готовый храм: оставалось водрузить главку и увенчать ее крестом.
Наконец совершено и это. Архиепископ Маркел в праздничном облачении начал церемонию освящения храма. Вместе с ее началом за городом, взбросив к небесам столб искр, вспыхнул громадный костер, в котором горела щепа от постройки. От этого огня была возжена лампада, которая затем теплилась в церкви Всемилостивого Спаса свыше 260 лет.

«В лето 7163-го (1655 г.— Р. Б)… Был на Вологде мор велик,— говорит летописец,— и поставлен бысть единодневный храм во имя Всемилостивого Спаса… И от того дня мор на Вологде преста...».

Так была построена обыденная церковь в Вологде, одна из немногих на Руси. На другой день после постройки вологжане составили общественный приговор — своеобразное послание потомкам,— в котором рассказывалось о данном вологжанами обете, о постройке церкви, и давался завет вологжанам: помнить и не забывать этот день. Приговор подписали 220 человек. Приведу несколько фамилий: Давыд Кондратьев, по прозвищу Третьяк Желвунцов, Евсевей Носков, Первой Катромец, Третьяк Яковлев, Дружина Михайлов, Акила Карпов, Савин Сверчков, Замятия Евдокимов, Иван Вага, Потап Лютово, Ждан Михайлов, Томило Пушник, Семен Стоумов…
Через четыре дня для нового храма изографом Сумароковым была так же обыденно написана икона Спаса Смоленского — продолжительное время городская святыня.
Обыденная Спасская церковь была самой почитаемой церковью города и, только размерами уступая кафедральному Софийскому собору, во всем прочем стояла наравне с ним.


Спасо-Всеградский собор на протяжении более 270 лет был главным духовным центром Вологды. Его сооружение относится к 1654 году. В вологодских летописях значится, что деревянная Спасская церковь построена гражданами Вологды в царствование Алексея Михайловича, когда город постигло тяжелое моровое поветрие. Во избавление от моровой язвы по обычаю тех лет за одни сутки (18 октября 1654 года) возвели деревянную церковь Спаса Всемилостивого. Храм назывался «Всеградским» и «Обыденным», что означало построение церкви всеми жителями Вологды за один день.
В 1858 году в архиве Вологодской консистории был найден документ XVII века, подписанный горожанами, – общественный приговор, – согласно которому они и их потомки брали на себя обязательство вечно хранить нововозведенный храм Спаса Всемилостивого.
1492 года — Испанский мореплаватель Х.Колумб высадился на острове Кубе.

Колумб, Христофор— испанский мореплаватель, в 1492 году, благодаря снаряжению экспедиций католическими королями, открывший для европейцев Америку.

Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море и в Саргассовом море. Он открыл и положил начало исследованию Южной и Центральной Америки, включая их континентальные части и близлежащие архипелаги — Большие Антильские (Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико), Малые Антильские (от Доминики до Виргинских островов, а также Тринидад) и Багамские острова.

18:58
+2
312 года — В ходе войн Константина Великого войска последнего разбили армию Императора Максенция в Битве у Мульвийского моста.

Битва у Мульвийского моста — сражение Максенция с Константином 28 октября 312 г. н. э., в результате которого последний стал единоличным правителем западной части Римской империи. Всемирно-историческое значение битвы состоит в том, что она привела к легализации христианства и его превращению в государственную религию Римской империи.
Весной 312 г. Константин перешел через Альпы и начал быстрое продвижение в южном направлении к Риму, имея войско численностью едва ли в четверть от того, чем располагал Максенций. Скоро, однако, Константин разгромил формирование тяжелой кавалерии под Турином, под Брешией, а также крупные силы под Вероной (что стоило жизни лучшему из военачальников Максенция Рурицию Помпеяну).
Максенций поначалу решил придерживаться стратегии, которая помогла ему в 307 г. против Галерия. У императора имелось множество забитых до краев зернохранилищ в Риме на случай продолжительной осады, укрепления города были в отличном состоянии, кроме того преторианская гвардия, приведшая его к власти, по-прежнему сохраняла верность Максенцию. В результате император приказал разрушить Мульвиев мост на пути соперника, что в итоге сослужило ему самому очень скверную службу.
Многим тогда и теперь казался странным стратегический пируэт Максенция, отказавшегося от надежной позиции и рискнувшего биться с врагом в поле. По словам христианского писателя-панегириста Константина, Евсевия Памфила: «будто какими цепями, Бог… увлек его далеко от городских ворот».
Боевое соприкосновение оказалось непродолжительным. Максенций построил преторианцев и неопытных италийских призывников в центре боевых порядков, разместив на флангах конницу в качестве сил прикрытия. Константин осознал степень угрозы и противодействовал ей самым решительным образом. Он, лично возглавив проверенную в деле кавалерию в ударном броске на врага, захватил инициативу и довольно быстро смял вражескую конницу на левом крыле противника. Она первой обратилась в беспорядочное бегство к деревянному мосту, по которому накануне боя переправилась на Сакса-Рубра. Увидев, что происходит, италики и солдаты гарнизонной службы, теснимые закаленными в боях легионерами и ауксилиями Константина, предались панике и отрядами и поодиночке стали покидать места в строю. Очень скоро бегство стало всеобщим. Охватило оно в том числе и Максенция, который нашел смерть в водах Тибра, как и значительная часть его армии. Уцелевших победитель помиловал и включил в состав своего войска.
Максенций пошел ко дну в тяжелых доспехах. Однако ситуация не оставляла места для неопределенности, и поэтому Константин приказал достать из реки тела павших. На следующий день голову Максенция отправили в Рим. Победитель велел насадить её на острие копья, чтобы все видели — борьбе за власть в Риме положен полный и решительный конец.
Константин въехал в вечный город, но впереди у него оставалось еще долгих двенадцать лет и несколько побед, которые понадобились, чтобы одолеть восточного августа Лициния и стать наконец единственным хозяином Римской империи.
18:10
1908 года — Вышел в прокат первый в России короткометражный художественный фильм «Понизовая вольница».


«Понизо́вая во́льница» (другие названия — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Кинокартина считается первым художественным фильмом, снятым в Российской империи.

Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».