Актёры теряют собственное «я», когда вживаются в роли

Я Обозреватель.ру

Быть или не быть собой – на такой фундаментальный вопрос постоянно приходится отвечать актёрам.

Легендарный Марлон Брандо однажды сказал, что актёрство – наименее загадочное из всех ремёсел. Но учёные не согласны с мнением мастера. Их давно интересует, что происходит в мозге человека, когда он вживается в образ другого.

Исследователи из Университета МакMастерa в Канаде провели любопытный эксперимент, чтобы узнать, изменяется ли мозговая активность актёров, когда они играют свои роли.

В исследовании приняли участие 15 студентов, изучающих театральное искусство и обучающихся по актёрскому методу. Это специальный набор приёмов, который разработан на основе системы Станиславского и призван развивать искренность и эмоциональность на сцене.

Юноши и девушки, принимавшие участие в этой работе, играли роли Ромео либо Джульетты в пьесе Шекспира. Эти образы и были использованы в ходе испытания.

Добровольцев помещали в МРТ-сканер и следили за их мозговой активностью в разных ситуациях. В одном случае участников просили просто отвечать на вопросы, в другом – также говорить от себя, но с британским акцентом, в третьем – отвечать от лица близкого друга.

В ещё одном эксперименте студенты должны были вжиться в образы своих персонажей и либо отвечать на вопросы от лица Ромео или Джульетты, либо сыграть знаменитую «сцену на балконе» из спектакля (в этой сцене влюблённые признаются друг другу в своих чувствах).

Анализируя активность головного мозга добровольцев, специалисты выявили интересные закономерности. Когда участники притворялись своими друзьями или говорили с акцентом, у них снижалась активность в префронтальной коре – отделе мозга, который отвечает за социальное поведение, принятие решений и проявление личностных качеств.

Ещё более выраженное снижение активности префронтальной коры наблюдалось во второй части эксперимента.

По словам авторов работы, играя роли своих персонажей, добровольцы в самом деле теряли часть своего самосознания. То же самое происходило, когда участники отвечали на вопросы от лица Ромео или Джульетты. Вероятно, в этом случае снижение активности в области, отвечающей за собственное «я», объясняется тем, что добровольцам нужно было проанализировать характер своего персонажа и сделать определённые выводы о его личностных качествах. Это не требовалось, к примеру, в эксперименте с образами друзей, которых участники и так хорошо знали.

Но когда актёры говорили от лица своих персонажей или играли сцену из спектакля, у них происходило ещё одно изменение: повышалась активность в области под названием предклинье (precuneus). Это участок теменной доли на внутренней поверхности обоих полушарий большого мозга, который связан с сознанием, визуально-пространственной обработкой, эпизодической памятью и концентрацией внимания.

Судя по всему, активность предклинья помогает сохранять собственное сознание, даже когда актёр мыслит и говорит от лица персонажа, считают учёные.

В статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science, команда отмечает, что это первая научная работа, посвящённая изучению мозговой деятельности актёров. Уже многое известно о «ролях», которые играют люди в социуме (например, родители, супруги, работники и так далее). В этом случае речь так или иначе идёт о выражении собственного «я». Но ещё мало что известно о том, как человек мыслит от вымышленного первого лица, заключают исследователи.

Добавим, что некоторые животные могут ради собственной выгоды освоить «актёрское мастерство».

Юлия Воробьёва 

Источник

18:47
219
RSS
00:26
+9
Есть разные актерские школы. Непрофессиональные актеры действительно теряют себя в ролях, часто такие актеры заканчивают шизофренией… Хорошие профессиональные актеры умеют делить себя и образ, увы, их очень мало
17:35
+18
Не могу согласиться. Актёры, любого уровня профессионализма, скорее не заканчивают шизофренией, а начинают.

Саму постановку вопроса о том, что кто-то выбирает главным делом свой жизни притворяться и врать — уже можно назвать «диагнозом». Как говорил К.С.Станиславский: "Не верю!". Перефразируя: "Ты соврал неубедительно, я не верю твоей лжи. Ты должен притворяться/симулировать убедительно, чтобы другие люди тебе искренне поверили". Актёры не живут, они лишь играют жизнь.

Актёров и лицедеев, в старину, даже не хоронили вместе с нормальными людьми на одном кладбище. С лицедеями и их детьми старались не вступать в браки. И это тоже неспроста, подмечали в народе, как тяжело «аукается» актёрство родителей на судьбе их детей… Поэтому и не хотели связываться. А признаком духовного и психического здоровья всегда считалась искренность, честность, правдивость, открытость, прямота, простота, то что ещё называется «чистая совесть», «жить набело», «нечего скрывать» (от слова совсем), "быть самим собой", «что на уме, то и на языке» (а не так, что на языке одно, а на уме другое) и т.д.

Соглашусь с комментарием ниже. Действительно, актёров, которые только лишь притворяются людьми, симулируют человеческое поведение, гораздо больше, чем официальный штат актёров профессиональных.
Хорошие профессиональные актеры умеют делить себя и образ, увы, их очень мало
Задумалась над мыслью автора комментария. Когда человек всю свою жизнь (или её большую часть) создаёт образы других людей, персонажей, зачастую делая это смыслом и целью своего существования, тем самым всё внимание такого человека уходит на то, чтобы его роли, образы получились яркими, интересными. То на что мы направляем своё внимание, то мы и взращиваем. То есть своим вниманием он питает и наполняет свои роли, скорее всего не успевая подумать, а где же в этих ролях он сам… В погоне за тем, чтобы сыграть роли максимально хорошо, актёр получается постоянно что-то изображает, не живёт, а играет в жизнь или проигрывает чужие жизни, ситуации, теряя себя настоящего, истинного… Наверное, актёру уже самому не ясно, а какой же он сам, теряясь в множестве своих ролей…
08:01
+3
Актёры, любого уровня профессионализма, скорее не заканчивают шизофренией, а начинают.
Соглашусь, потому что любое внешнее проявление — внутренний мир самого индивидуума. Выбор профессиональной деятельности складывается по многим критериям.

Несколько лет в профессии парикмахерского искусства, мною было подмечено, что люди с одним и тем же родом занятий имеют отличительные и похожие только этому роду занятий характерные черты. По внешним признакам можно догадаться к какой профессии имеет отношение тот или иной человек.

Но, замечу, что среди прочих всегда есть, те, кто не подходит сложенному описанию. Чаще всего наделённые чертами отличными от основной массы. И это обуславливается иным подходом, видением к делу или тем, что человек попал в профессию «случайно».
Актёры теряют собственное «я», когда вживаются в роли
Подпишусь под этим 100%.
Хоть у меня был и небольшой опыт, но все же когда у нас был первый спектакль Возрождение (Номер из спектакля) мы делали его по Архетипам Карла Густава Юнга: Маска, Тень, Мужское и Женское. Суть его была — это борьба человека с маской, потом со своей тенью, потом борьба женского с мужским. Т.е. на протяжении всего спектакль главный герой боролся сам с собой. Я сама вызвалась сыграть такие характерные и отрицательные роли как Маску, Тень. Мне было интересно попробовать. Я искренно и со всей отдачей вживалась в роль, и несмотря на то что спектакль имел фурор, очень скоро я заметила что мне с каждой проигранной ролью становиться плохо. Так как у меня высокая чувствительность и восприятие, я не могла не заметить, что я словно кликаю на себя беду с каждой проигранной ролью.
Сейчас, уже оглядывась назад, я понимаю, что я играла роль- плохой в спектакле, а так как на подсознании я себя итак считала плохой, то этими ролями отрицательными я буквально себя разрушала.
После чего у меня возник вопрос, как же профессиональные актеры по долгу, по много лет играют отрицательные или бедовые роли? Ведь даже если они того не замечают, они постепенно изменяются в худшую сторону, просто это мало кто отслеживает.
Дополню, совсем иное было ощущение, чувство и полет радости когда мы изменили спектакль, убрав из него большую часть борьбы, а главное поменяли Суть. Сутью нового спектакля Возрождаясь стали Ответы на главные вопросы: Кто Я? Куда я иду? И зачем? Где главные герои обретают смысл радость и понимание зачем жизнь и для чего она дана, для чего дается каждый раз.
16:24
+11
Мне пришла мысль, что большинство людей и в обычной жизни играют роли, носят маски. На работе одни, с друзьями другие, дома третьи… Человек надевает разные маски, примеряет разные роли по разным причинам: чтобы вписаться в желаемый круг общения, чтобы избежать боли, чтобы казаться хорошим для других. Получается, что так и теряется собственное Я. С научной точки зрения это происходит, потому что часть мозга, отвечающая за самоосознание неактивна.

Анализируя активность головного мозга добровольцев, специалисты выявили интересные закономерности. Когда участники притворялись своими друзьями или говорили с акцентом, у них снижалась активность в префронтальной коре – отделе мозга, который отвечает за социальное поведение, принятие решений и проявление личностных качеств. Ещё более выраженное снижение активности префронтальной коры наблюдалось во второй части эксперимента. По словам авторов работы, играя роли своих персонажей, добровольцы в самом деле теряли часть своего самосознания.


Ведь мало свое Я осознать, его надо еще и отстоять, проявлять Волю, а если часть мозга, отвечающая за самоосознание, постоянно находится в неактивном состоянии, то человек теряет способность проявлять Волю, Себя. Вот как, например, затекают руки или ноги во время сна у некоторых, а чтобы восстановиться нужно ими подвигать.
23:54
+9
Согласна с тем что актеры, теряют свою самоидентификацию, потому что наблюдала, а точнее сказать видела со стороны, как актер начинает растворяться в своем герое, и в результате теряет самого себя, зато начинает вести себя как его персонаж, при этом это касается всех — тех актеров которые имениты и тех кто является любителем.

Впервые я задумалась над этим еще в 90-х годах, наблюдая за довольно известными актерами того времени, при этом я наблюдала в личном общении за их поведением и тогда мне совсем юной девушке это казалось довольно странным и не понятным, потому что всегда терялось понимание кто перед тобой и что истинно думает в этот момент этот человек, что он чувствуют и чувствует ли то, что сейчас показывает…
Но тогда я решила — что это звездность, манерость, раздутое эго… в принципе это имело место быть, однако то что актер живет образом своего персонажа я поняла гораздо позже.
Это понимание ко мне пришло, когда я наблюдала за развитием отношений у юных ребят ( юноши лет 16 и девушки 15 лет) которые играли в театральной постановке, при этом замечу что театральному искусству эти школьники обучались с первого класса и играли вполне себе профессионально, легко. Именно с этим спектаклем они поколесили по разным городам России и поучаствовали в различных конкурсах и вроде даже занимали разные места… в общем этот спектакль был на слуху.
Знаю о чем говорю, так как в этой школе училась моя старшая дочь и в спектакле она тоже участвовала, и позже наблюдая за происходящем, я была очень рада, что роль возлюбленной главного героя не досталось моей дочери.
К чему я веду, а к тому что в этом спектакле главный герой влюбляется в одну юную особу и у них роман… и самым интересным в этом было то что через некоторое время эти подростки (главный герой и особа юная по спектаклю) стали встречаться в жизни, у них начался роман… который кстати завершился как в спектакле расставанием через пару лет.
И именно эта история, мне открыла глаза на то что происходит вообще в сознании актеров и уже тогда осталось просто сложить все те истории которые я знала, читала, слышала про актерскую жизнь, с тем что я видела сама. А сложив увидела насколько прожитые роли меняют сознание актера, и к сожалению меняется личность актера, его отношение к реальности, его чувства, ведь сколько таких жизненных историй, когда он и она познакомились на сцене, или при снятии фильма и далее чувства, любовь…
Вот только через время то жизнь берет свое, расставляя все на свои места, ведь рано или поздно но любая роль заканчивается…
Наверное поэтому среди актеров столь много поломанных человеческих судеб, жизней, болезней тяжелых и так далее, конечно же среди тех кто по другую сторону голубого экрана тоже много трудностей, но именно в актерской среде вспышки подобные столь видны и ярки.

Опять же выходя на сцену, выходя перед другими, здесь очень важно понимать свою ответственность того куда после твоего воздействия направится мысль людей, какие образы будут на виду у большинства, что будет им отдано со сцены, песнями, фильмами, ведь это информация, которая повлияет на души людей, на жизнь тех для кого создана информация, а это колоссальная ответственность перед самим собой, перед миром, перед жизнью.
Я это так вижу и понимаю.
На мой взгляд, в данной профессии как и во всех других важно то, чтобы у человека было понимание, что эта лишь одна грань проявления в жизни, а не ее смысл и дело. Конечно, если все время будет посвещено этому, если все время мысли имеют определенную направленность, то и жизнь соответствующая будет складываться, особенно без понимания КТО Я, Куда иду, Зачем. Не само актерское мастерство плохое как таковое, а то, как человек им распоряжается, что он доносит до зрителя, какие мысли, что он вкладывает в свою деятельность, какова его цель. Многие из нас, и я сама, с удовольствием смотрим фильмы, и на данном Ресурсе есть рубрика «Воскресный кинозал». Ведь через фильмы можно посмотреть, проследить судьбы героев, как складываются события жизни при определенных намерениях, действиях, выборах героев, как формируются взаимоотношения и т.д. Значение имеет наличие понимания как и у актеров и тех, кто создает фильмы, так и у зрителей, что, зачем, почему они делают, показывают, смотрят, куда направляют свое внимание и мысли.
11:13
+3
Чем больше приходит ответов на вопрос о том как выстраивается жизнь, тем больше понимаешь что деятельность человека во многих принятых на сегодня нормах о профессиях отпадает само собой… в Родовой культуре лицедейство, просто не приемлемо, да и не зачем показывать спектакли когда всё ясно и понятно:)
Да, когда действительно ВСЁ становится ясно и понятно, то как отжившее естественным путем начинает уходить в прошлое та или иная деятельность людей. Но т.к. есть переходные этапы, разные уровни сознания людей и т.д., то перечеркивать и говорить однозначно об актерском ремесле/искусстве, как о негативном, считаю не совсем правильным. И в качестве примера приведу упомянутый в комментарии спектакль Возрождаясь, с помощью которого через образы удалось поделиться с другими Я мыслями о Главном, важными мыслями, образами, которые смогли обогатить тех, кто его смотрел, а исполнители проявились от Истока Я, а не занимались притворством или обманом.
17:39
+7
Мне кажется, сознание актёра можно легко сравнить с сознанием ребёнка. Мы все в детстве так или иначе любили играть в ролевые игры, присваивать себе разных персонажей, проигрывать их. Или же проигрывать роли сразу нескольких: например, когда играли в игрушки. Причем, самое интересное, что нас этому никто не учил. Мы самостоятельно желали побыть кошечкой, собачкой и т.д. На мой взгляд, проигрывая разные модели поведения, ребёнок таким образом изучает внешний мир. Отражая всё то, что с таким многообразием влилось в его жизнь после рождения, он учится ориентироваться в разных видах живых существ и их поведении. А затем, в какой-то момент, ему (при адекватном взрослении) все эти игры становятся  неинтересны. Его уже не тянет поизображать из себя кого-либо, не тянет и в игрушки играть. Ведь согласитесь, даже если мы сейчас сядем поиграть с собственными детьми или младшими братьями/сёстрами, мы сможем этому уделить максимум минут двадцать. Далее такое занятие не принесёт нам никакого удовольствия, нам просто станет скучно.
Так вот, возвращаясь к адекватному взрослению. По моему убеждению, взрослому человеку становится ненужным проигрывать что-либо, потому что он уже определился со СВОЕЙ ролью, и своей жизнью. И ему незачем бросаться в другие, ведь дел по развитию собственной хватает вполне.
Однако не всегда это понимание наступает к положенным 13-21 годам. Благодаря новым технологиям, появилось великое множество игр виртуальных, которые способны сильнее зацепить сознание человека, в отличие от игр совсем простых, детских. И теперь уже многие «взрослые» люди начинают тратить своё время на прохождение всяких бродилок, убивалок или головоломок.
Не спорю, во многих играх есть и положительный момент: развитие логики, улучшение памяти — эдакая тренировка для мозгов. Ведь существует масса настольных игр, созданных именно с этой целью: те же самые нарды, шахматы… Однако в моей картине мира все игры (под этим словом я понимаю процесс, отвлекающий тебя от реальности), включая настольные, активные, кино, художественную литературу, виртуальные, ролевые и т.п., включены в некую градацию. Где в одном случае они соответствуют физическому возрасту, а в другом выбиваются. Скажем, мне трудно предствить, например, профессора, играющего в компьютер. В шашки — вполне. Но представить себе взрослого адекватного человека, играющего в виртуальные игры, или, еще чего хуже, в кошечек-собачек, у меня просто не получается.
И по этой моей логике, представители актёрского ремесла застыли на самой первой ступени — ролевых игр. Несмотря на высокое эмоциональное и интеллектуальное развитие, почему-то актёров всё же тянет проигрывать не свою жизнь, а жизнь чужую.
И вопрос, почему так происходит и почему актёрское ремесло всячески поощряется обществом — это уже вопрос куда более сложный. На который я в полной мере себе пока не ответила.
И вопрос, почему так происходит и почему актёрское ремесло всячески поощряется обществом — это уже вопрос куда более сложный. На который я в полной мере себе пока не ответила.
Действительно интересный вопрос, ведь актёрство активно поощряется современным социумом, а фраза «Хлеба и зрелищ!» отсылает к ещё большей древности…

На мой взгляд востребованность игр, развлечений в среде взрослых говорит о скудности внутреннего мира, когда внешнее входящее потребляется активно, с удовольствием, а вот отдать-родить своё уникальное не даётся.

На мой взгляд причина в обывательском сознании, в отсутствии мировоззрения, сосредоточенности на своих эмоциях и физических ощущениях. Это признак незрелого сознания во взрослом теле.

Сегодня так активно развита индустрия развлечений именно потому, что общество потребителей строится по определённым принципам и состоит из инфантильных людей.
Просто актёры занимают свою нишу, получая с этого свои «дивиденды».
20:07
+6
И вопрос, почему так происходит и почему актёрское ремесло всячески поощряется обществом — это уже вопрос куда более сложный.

Ответ на этот вопрос мне кажется довольно прост, если ранее актерское ремесло использовалось только для развлечения публики, правителя, знати.
То сейчас актерское ремесло это средство Управления и Направления Мысли Общества в ту или иную сторону и лишь после этого развлечение людей, так сказать дополнительный бонус для взращивания потребительского общества. Именно поэтому актерское ремесло столь поощряется обществом, а точнее не обществом, а правящей элитой, которая с помощью искусства формирует мыслеобраз людей.

Вот информация о том кто стоит у истоков Голлвуда, его основатели:

А это видео о том как влияют актеры, и фильмы в которых они снимаются на мысль общества :

И в заключении- Амплуа актеров как инструмент влияния на людей:
20:07
+2
На мой взгляд институт лицедейства это тренд сознательно созданный для того, чтобы отвлекать незрелых людей от главного, от познания жизни с целью манипуляции.

Прайминг или эффект предшествования через лицедейство — недооценённый многими инструмент очень тонкого и сильного влияния в социуме. Думаю, что большинство актёров не понимают той цепочки в которую включаются, перевоплощаясь из героя в героя.