21 декабря мировой финансовый порядок может окончательно рухнуть

Тип статьи:
Рецензия

Мир вступает в фазу хаоса. Еще недавно говорили о том, что США взяли курс на создание в мире «управляемого хаоса». События на Ближнем и Среднем Востоке развеивают иллюзию того, что инициатор хаоса может им управлять. Такой же неуправляемый хаос в ближайшее время может возникнуть в международных финансах. Инициатором неуправляемого финансового хаоса выступают опять-таки США, а детонатором процесса должен стать 3-миллиардный украинский долг России.

Обострение проблем вокруг этого долга не является случайным стечением обстоятельств. Вашингтон сознательно использует данный долг, чтобы нанести России ущерб. Побочным эффектом этой антироссийской политики может стать окончательное разрушение того мирового финансового порядка, который закладывался на Бреттон-Вудской международной конференции 1944 года.

Породив бреттон-вудскую валютно-финансовую систему, США сами же нанесли по ней первый удар в 70-е годы ХХ века, когда отказались от размена долларов на золото. Была проведена демонетизация золота, мир перешел к бумажным деньгам, были ликвидированы фиксированные курсы валют. Начался бешеный рост финансовых рынков и финансовых спекуляций, что существенно снижало устойчивость мировой экономики и международных финансов. Это уже был финансовый хаос, но еще управляемый. Одним из инструментов управления международными финансами оставался Международный валютный фонд, созданный в декабре 1945 года.

И вот сегодня на наших глазах происходит уничтожение МВФ, грозящее перерастанием неустойчивости мировых финансов в мировой финансовый хаос. Роль МВФ в поддержании относительного финансового порядка в мире заключалась не только в том, что он выдавал кредиты и займы тем или иным странам, но также в том, что он выступал высшей инстанцией, формировавшей правила игры на мировых финансовых рынках. После того как США, будучи главным акционером МВФ (около 17% всех голосов Фонда), втянули МВФ в свои игры вокруг Украины, этой международной финансовой организации приходится ломать собственные же правила, которые она разрабатывала и шлифовала на протяжении десятилетий. Фонд своими последними решениями создаёт прецедент игры без правил, последствия чего для международных финансов практически невозможно просчитать.

Самое последнее решение подобного рода состоялось 8 декабря. Оно приурочено к конечной дате погашения 3-миллиардного украинского долга перед Россией – 20 декабря. Вашингтон продолжает подстрекать украинские власти не возвращать России долг. Поскольку отказ Киева от погашения долга почти автоматически ведет к полномасштабному суверенному дефолту Украины, то МВФ, согласно правилам, которые действовали чуть ли не с момента создания Фонда, лишается права дальнейшего кредитования Украины. Для того чтобы продолжить перечисление средств займа МВФ Украине (соглашение о займе на сумму 17,5 млрд. долл. было подписано в апреле 2015 года), Вашингтон дал команду Фонду переделать правила таким образом, чтобы даже в случае дефолта по обязательствам Киева перед Москвой МВФ мог бы Украину кредитовать. Мне эта идея Вашингтона напоминает команду надевать брюки через голову. Подневольный Фонд выполнил и эту, казалось бы, невыполнимую команду.

Директор МВФ от Российской Федерации Алексей Можин сообщил, что 8 декабря совет директоров Фонда утвердил реформу, позволяющую кредитовать должников в случае дефолта по суверенному долгу. Все прекрасно понимают, что такое революционное решение было принято Фондом ради того, чтобы поддержать агонизирующий киевский режим и досадить России. «Решение об изменении правил выглядит поспешным и предвзятым. Принимается исключительно в ущерб России и в целях легализации возможности Киева не платить по своим долгам», - заявил российский министр финансов Антон Силуанов журналистам.

Решение было подготовлено и принято в страшной спешке (надо было успеть до 20 декабря). Решений столь радикального свойства в истории МВФ было всего несколько. Так, в 1989 году Фонд получил право кредитовать страны в случае наличия у получателей кредитов непогашенных долгов перед иностранными коммерческими банками. А в 1998 году было разрешено кредитование Фондом стран при наличии непогашенных обязательств по суверенным облигациям, держателями которых являются негосударственные инвесторы. Однако погашение долгов перед суверенными кредиторами всегда было святой обязанностью клиентов МВФ. Суверенные кредиторы – спасители последней инстанции, которые приходят на помощь государствам в тех случаях, когда от них отворачиваются частные кредиторы и инвесторы.

По правилам МВФ обязательства государства перед суверенным кредитором (то есть другим государством) так же «святы», как и обязательства перед самим Фондом. Это, если так можно выразиться, краеугольный камень международных финансов. И вот мы наблюдаем, как этот краеугольный камень поспешно выдергивается из-под здания международных финансов на будничном заседании совета директоров МВФ. На этот аспект решения совета директоров Фонда министр финансов РФ Антон Силуанов обратил особое внимание: «Правила финансирования программ фонда существуют десятилетиями и оставались неизменными. Всегда суверенный кредитор имел приоритет перед коммерческими. Правилами подчеркивалась особая роль официального кредитора, что особо важно в кризисные периоды, когда коммерческие кредиторы отворачиваются от страны и лишают ее доступа к ресурсам».

О подневольности Фонда и наглости его главного акционера (США) свидетельствует то, что решение от 8 декабря было проштамповано автоматически, а реформирование Фонда (пересмотр квот стран-членов и удвоение капитала) тем же Вашингтоном блокируется уже пять лет. По словам А. Силуанова, на фоне принятого 8 декабря решения совета директоров Фонда «вопиюще выглядит нежелание США решать вопрос ратификации соглашения о пополнении капитала МВФ, который как раз очень бы пригодился для решения долговых проблем Украины».

10 декабря был опубликован 34-страничный доклад с подробностями реформы, одобренной на совете директоров МВФ 8 декабря. Согласно этому документу, изменения распространяются, в частности, на задолженность перед суверенными кредиторами, которая не была урегулирована в рамках Парижского клуба. Однако для сохранения доступа к кредитам МВФ государство-должник должно выполнить ряд условий, в том числе предпринять «добросовестные усилия» по реструктуризации задолженности.

Очень интересный пункт насчет «добросовестных усилий». До сих пор со стороны Киева как государства-должника не было предпринято никаких усилий. Заявления премьер-министра Украины А. Яценюка не в счёт. Напомню, что это были не попытки предпринять «добросовестные усилия», а ультиматумы России как суверенному кредитору: или присоединяйтесь к той реструктуризации, которую мы провели с частными кредиторами, или мы вам вообще ничего не заплатим. Характерно и то, что делались эти заявления даже не по каналам официальной переписки, а в форме устных выступлений по телевидению. Особенно меня умиляют заявления Яценюка насчет того, что он никаких официальных предложений по украинскому долгу перед Россией от Москвы не получал.

Это что-то новое в межгосударственных отношениях вообще и в международных валютно-кредитных отношениях в частности. Чуть ли не с момента создания МВФ существовало (и до сих пор продолжает существовать) правило, согласно которому: а) инициатива изменения первоначальных условий кредита лежит на должнике, а не на кредиторе; б) инициатива (просьба) оформляется в письменном виде и направляется кредитору по официальным каналам.

Если господин Яценюк этих правил не знает, чиновники МВФ могли бы ему их разъяснить. Однако ничего подобного сделано не было.

Однако вернемся к решению от 8 декабря. Хочет того Киев или нет, но он для продолжения кредитования по линии Фонда должен как минимум продемонстрировать попытки договориться с кредитором, то есть с Москвой. Продемонстрировать, так сказать, доказательства «добросовестных усилий». Из чего должна складываться это демонстрация? По крайней мере, из трех шагов: а) подготовка и направление в адрес кредитора официальной просьбы о начале переговоров по пересмотру условий кредита; б) получение должником официального ответа от кредитора; в) в случае согласия кредитора проведение переговоров о пересмотре условий.

Напомню, что переговоры Киева с частными кредиторами о реструктуризации долгов начались практически сразу же после подписания последнего соглашения о займе МВФ, то есть с марта 2015 года и продолжались до конца августа 2015 года. А окончательные точки на i в этих переговорах были поставлены лишь в октябре с. г. То есть реструктуризация долга тянулась полгода.

Напомню, что дата погашения долга перед Россией (20 декабря) приходится на воскресенье. На демонстрацию «добросовестных усилий» у Киева остается максимум 5 (пять) рабочих дней. Этого времени хватит в лучшем случае на реализацию первых двух из трех названных мною шагов. На третий и самый главный шаг времени не остаётся.

Очень интересно, что скажет МВФ в понедельник 21 декабря. Где он сможет найти доказательства «добросовестных усилий» Киева? Или он будет ждать подсказки от своего главного акционера? Однако главный акционер особой тонкостью ума не отличается, компенсируя своё скудоумие наглостью.

21 декабря обещает стать самым позорным днем в истории МВФ, после которого может последовать смерть этой международной финансовой организации. Увы, перед своей кончиной МВФ ещё в состоянии взорвать мировую финансовую систему, используя украинский долг России как детонатор. Конечно, игру ведет Вашингтон, а Фонд лишь игрушка в его руках. Зачем это надо Вашингтону? Строго говоря, это нужно даже не официальному Вашингтону, а хозяевам денег (главным акционерам ФРС), на службе у которых находятся и все должностные лица Белого дома, и американское Казначейство, и другие правительственные ведомства США. Хозяева денег вынуждены защищать слабеющие позиции доллара с помощью проверенного средства – создания хаоса за пределами Америки. Годится любой хаос: политический, военный, экономический, финансовый.

* * *

После решения совета директоров МВФ от 8 декабря 2015 года, принятого ради поддержки обанкротившегося киевского режима и исключительно в ущерб России, некоторые финансовые эксперты осторожно высказались насчет того, что дальнейшее пребывание России в МВФ теряет всякий смысл. Могу лишь поддержать их позицию, хотя выход России из МВФ - необходимое, но недостаточное условие укрепления российской государственности. России ещё только предстоит создать надежную защиту от мирового финансового хаоса, который после 21 декабря начнёт быстро становиться неуправляемым.


Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

23:52
620
RSS
09:26
+4
МВФ утвердил реформу, позволяющую кредитовать Украину при дефолте.

«Решение совета директоров фонда позволяет при ряде условий финансировать программы фонда при допущении дефолта по официальному долгу», — сказал он. «Я голосовал против. Про остальных говорить не могу из-за политики конфиденциальности», — добавил Можин.
По его словам, «решение вступает в силу немедленно» и будет применяться к уже ранее заключенным контрактам.
Обсуждение этого документа многие эксперты связывали с угрозой дефолта Украины по российскому долгу на 3 миллиарда долларов и стремлением фонда ее спасти. Хотя официальная позиция МВФ гласит, что идее проведении данной реформы – не первый год.

Силуанов считает решение по изменению правил МВФ поспешным и предвзятым.

Принятое решение, по мнению Силуанова, разрушает правила, которые вырабатывались годами. «Правила финансирования программ фонда существуют десятилетиями и оставались неизменными. Всегда суверенный кредитор имел приоритет перед коммерческими. Правилами подчеркивалась особая роль официального кредитора, что особо важно в кризисные периоды, когда коммерческие кредиторы отворачиваются от страны и лишают ее доступа к ресурсам», — сказал он.

РФ готовит документы для обращения в суд по долгу Украины на $3 млрд.

Россия готовит документы для обращения в суд по долгу Украины на 3 миллиарда долларов, сообщил журналистам министр финансов РФ Антон Силуанов.
«Мы сделали шаг навстречу — предложили вариант урегулирования долговой проблемы Украины и обратились в МВФ так как понимали, что Киев не решает свои долговые проблемы самостоятельно. Но нам предложили вести переговоры наряду с коммерческими кредиторами», — сказал Силуанов.
«Это неконструктивный диалог, круг замкнулся. В этих условиях нам не остаётся другого выбора кроме как использовать все возможности защиты своих прав как кредитора. Мы готовим документы для обращения в суд», — заявил министр.

21:40
+3
Директор МВФ от Российской Федерации Алексей Можин сообщил, что 8 декабря совет директоров Фонда утвердил реформу, позволяющую кредитовать должников в случае дефолта по суверенному долгу.

Решений столь радикального свойства в истории МВФ было всего несколько. Так, в 1989 году Фонд получил право кредитовать страны в случае наличия у получателей кредитов непогашенных долгов перед иностранными коммерческими банками. А в 1998 году было разрешено кредитование Фондом стран при наличии непогашенных обязательств по суверенным облигациям, держателями которых являются негосударственные инвесторы.


По-моему вполне предсказуемые шаги США: «что Хочу, то и ворочу!»

Породив бреттон-вудскую валютно-финансовую систему, США сами же нанесли по ней первый удар в 70-е годы ХХ века, когда отказались от размена долларов на золото. Была проведена демонетизация золота, мир перешел к бумажным деньгам, были ликвидированы фиксированные курсы валют.
Сегодня когда читал данную новость, задался вопросом.
С одной стороны МВФ признало долг Украины суверенным.
Суверенный долг может привести к суверенному дефолту и если последует Отказ от погашения суверенного долга перед официальным кредитором, что собственно и пытается сделать Украина в отношении России, то МВФ не имеет права оказывать финансовую помощь такому государству.
Со стороны России были действия направленные на решение данного вопроса:
В октябре месяце президент России В. Путин поручил министру финансов А. Силуанову проработать с МВФ вопрос о возможном перечислении Фондом 3 миллиардов долларов, которые могли бы в свою очередь быть использованы Украиной для своевременного и полного погашения своих обязательств перед Россией. Кстати, Фонд на инициативу Путина прореагировал с точностью до наоборот.
В ноябре месяце на саммите G20 В. Путин предложил перенести погашение долга на последующие три года (2016-2018 гг.) равными частями (по 1 млрд. долл.), попросив США и их союзников выставить гарантии по обязательствам Украины перед Россией. На это предложение 5 декабря Минфин России сообщил, что США отказались от предложенного Россией плана рассрочки по выплате суверенного долга Украины и не намерены предоставлять гарантии по украинским обязательствам.

НО С другой стороны
Вашингтон дал команду Фонду переделать правила таким образом, чтобы даже в случае дефолта по обязательствам Киева перед Москвой МВФ мог бы Украину кредитовать.

А каковы цели данного действа со стороны Вашингтона?
Кинуть Россию с 3 млрд. долларов? А какой смысл, сумма не астрономическая, если соотнести с бюджетом на 2016 год, то всего около одного процента от суммы.
В очередной раз показать свое могущество? Но ведь за подобным действием могут последовать какие то следствия. Ведь в мире не одна страна с подобным видом долгов.

Совпадение или….после того как МВФ признал долг Украины перед Россией суверенным — Кристин Лагард предстанет перед судом по делу о компенсациях бизнесмену на €400 млн.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард предстанет перед французским судом по делу о выплате €400 млн компенсаций миллионеру Бернару Тапи в 2008 году. Об этом в четверг сообщила французская газета Figaro.
Как часто бывает с действиями США в подобных ситуациях, они ожидаемы в своем желании «вставить палку в колесо» несогласному с их политикой и с намерением как можно сильнее навредить, расшатать обстановку. И часто у них это хорошо получается. Но подобные действия США так же часто недальновидны в своей политике, которыми они рубят сук, на котором сидят сами (но как часто оказывается, что на нем сидит еще кто-нибудь другой, т.к. финансовая система завязана на долларе). Пример тому санкции, введенные против России. Чего США добивались и что в результате у них не получилось.
Впрочем, подобные их действия способствуют тому, что оказавшись в кризисе (нашей страна в частности) и столкнувшись с пробелами в своей экономике, до которых в спокойное время руки не доходили и изменения которых откладывалось, пришлось быстро «приходить в чувства» и искать новые пути, решения. Обратить внимание на то, что уже давно требовало внимания к себе.
Сейчас США снова пытаются дестабилизировать обстановку в России, принимая подобные решения:
8 декабря совет директоров Фонда утвердил реформу, позволяющую кредитовать должников в случае дефолта по суверенному долгу

похожие на
команду надевать брюки через голову

Меняя установленные ими же правила, это напоминает поговорку: Я хозяин своего слова: захотел — дал, захотел — обратно взял.
Наступит ли предрекаемый хаос или появятся новые решения со стороны России, а не ожидаемые Америкой, покажет время. Ждать осталось не долго.