«ЭТОТ БРЕД ОКОНЧАТЕЛЬНО УБЬЕТ ШКОЛУ»: ПЕДАГОГИ О ЕФОМ - ЭКЗАМЕНЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Тип статьи:
Рецензия

Новые инициативы Минобрнауки продолжают будоражить учительское сообщество, сообщает DEITA.RU.

Вначале о сути инициативы, аббревиатура которой непривычно режет слух.

По словам министра просвещения Ольги Васильевой, ЕФОМы (единые федеральные оценочные материалы) - это новая система аттестации, которая уже через два года станет обязательной для 1 500 000 педагогов. Именно столько профессионалов сейчас трудится в школах страны. Но неизвестно, сколько их останется после очередного эксперимента министерства.

Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) обязывают учителей отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, пройти письменные тесты по своему предмету и решить «педагогические кейсы». Во время письменной работы необходимо уложиться в рамки отведенного времени – два часа. При этом учитель математики должен будет не только решить уравнения и выводить производные, но и выполнить методические задания: найти ошибку в решении ученика, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Также ЕФОМ обяжет каждого педагога составить план урока и выстроить материал так, чтобы ученик его усвоил. И так далее – заданий там хватает.

«В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства, - охарактеризовала инициативу министр образования и науки РФ Ольга Васильева, - Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры».

В пилотный проект применения ЕФОМов попали 19 российских регионов, затронув 615 учителей и 462 студентов педагогических вузов. Приморье в их число не вошло. По словам организаторов эксперимента, от испытуемых уже получено более 12 000 вопросов, замечаний и предложений. Сейчас нововведение Минобрнауки проходит широкое общественное обсуждение. Сторонники введения ЕФОМ утверждают, что в новой аттестации главное – не наказание, а повышение качества преподавания в школах.

«Нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию», - делится своими мыслями проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин.

Но учительское сообщество уже сейчас единодушно и категорично.

«Может, уже хватит издеваться над учителями? Или кто- то продолжает считать, что мы подопытное кролики? - высказала свое мнение педагог из Саратова Екатерина, - Сначала необходимо довести зарплату учителя за ставку до 50 000 рублей, определить зарплату в размере ставки за классное руководство – до 30 учеников! Это будет стимул для педагогов, появится время на подготовку к урокам и на отдых, уменьшится профессиональное выгорание. Только тогда у учителя не будет болеть голова о том, какой дополнительный предмет взять, чтобы свести концы с концами. Хочется учить детей, а не ездить за свой счет на ненужные семинары, которые проводят определённые организации, хотя этот же материал можно получить и быстрее, и дешевле».

«Это полный бред, который окончательно убьет школу, - рассказала учитель русского языка и литературы с 25-ти летним стажем Анна Сергеевна, - Неужели оказалось мало ЕГЭ - этой бесполезной зубрежки и настоящей страшилки для учеников? Единый госэкзамен, который за долгие годы никак не способствовал повышению качества знаний учеников, но многих из них отвратил от школы. Психологическая проблема ЕГЭ уже перерастает в настоящую болезнь, от которой многие школьники не могут избавиться годами… Сколько примеров, что многие 100-бальные работы при проверке знаний на экзаменах в вузы оказались не больше чем фикция?.. Про ЕГЭ в свое время говорили такие же умные вещи и всех убеждали, что это перевернет образование и вознесёт его на новый уровень, улучшит качество знаний. В итоге, практически уничтожив существующую систему образования, за эти годы мы получили поколение, которое отвыкло напрягать мозги. Главным стало выбрать вариант и нажать правильную кнопочку при ответе. И для этого оказались ненужными Тургенев, Блок, Достоевский, Есенин… А сейчас новая инициатива, которая, вслед за системой образования и учеников, окончательно убьет учителей. Просто уничтожит, как класс», - отметила собеседница агентства.

По иронии, такого же мнения придерживаются во многих российских регионах. Но при этом высказывают полную уверенность в том, что ЕФОМы все-равно будут введены в школах, а «широкое общественное обсуждение» - не более, чем трюк. Будут услышаны только мнения «за».

«На разработку уже ушли большие деньги, на полное введение ЕФОМ также выделено немало средств, - говорит учитель физики одной из элитных московских школ Елена Петровна, - все дело в деньгах, которые будут получать те, кто окажется задействован в проведении ЕФОМов. Все повторяется, как с ЕГЭ, новыми учебниками и так далее. Признаться честно, казалось, что учителей нельзя еще больше унизить. Но чиновники минобрнауки доказали обратное».

К этому мнению присоединилась педагог из Москвы Татьяна, которая считает, что сначала надо спросить мнение учительского сообщества, а уж потом проводить разные эксперименты.

«Перестаньте отмывать деньги на учебниках, которые уже заполнили все книжные магазины, - сказала Татьяна, - Лучше обратите внимание непосредственно на учебную программу. Например, как можно сдавать экзамен зоологии по ОГЭ в 9-ом классе, если учебник Лотюшина для 7 класса рассчитан только на одни час в неделю? Как найти время для занятий с учениками, если мы уже до макушки завалены бумагами? Такой бред могли придумать только «министры». Лучше бы для себя экзамены устроили – докажи, что ты чиновник! Достойны ли они, которые учились в школе на «тройки» и «двойки», занимать высокие кабинеты? А тут – получаешь гроши, да еще и докажи, что учитель. Если еще фильмы снимать и экзамены сдавать, то последние учителя из школ разбегутся. И так практически остались фанаты своего дела, для которых профессия учителя – это жизнь».

Среди собеседников из разных городов России так и не нашлось ни одного учителя, который одобрил бы ЕФОМы. При этом проявилось явное единодушие в оценке компетентности чиновников.

«Хватит уже экспериментов с министерством просвещения, - рассказала педагог из Владивостока Светлана, - поставьте министром образования человека, который знаком с проблемами дошкольного и школьного образования! Человека, который будет пользоваться уважением педагогического сообщества».

Добавим, что в планах инициаторов ЕФОМ – до 2020 года разработать

Единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам. Причем работа над ЕФОМами идет полным ходом: в ближайшее время Рособрнадзор проведет всероссийское исследование, к которому намерены привлечь более 20 000 учителей из 68 российских регионов. ЕФОМ пройдет по основным школьным предметам - русский язык и литература, математика, информатика, история, обществознание, экономика и право. При проведении ЕФОМ, по словам чиновников, будут учтены условия работы педагогов: тип школы, месторасположение (город или село), учительский стаж, возраст и так далее.

Всем участникам исследования предложат оставить свои отзывы как о содержании, так и форме ЕФОМов. Российские учителя о своем отношении уже кричат во весь голос.

12:11
214
RSS
19:19
+7
Массовую школу это не убьёт, педагоги, работающие на систему
всё сумеют стерпеть. В конце-концов детей привычно прессуют ОГЭ и ЕГЭ, отчего
не подавить на педагогов?
Всё закономерно, раз сами педагоги поддерживают практику ОГЭ-ЕГЭ — пусть аттестуются тоже.
Человек, развернувшийся к осознанной жизни работать на систему не будет.
19:44
+6
Удивительно, как же крепко въедается в сознание то, что вбивалось с самого детства:
что школа — это правильно и хорошо, что без школы ты просто никто и никому не будешь нужен.
Даже мысли такой не допускалось, не закончить школу.

Сегодня смотрю иначе, всё более ясно на то, что же такое общее образование.
Аббревиатура ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.

Т.е. обучая ребёнка по ФГОСу автоматически принимаешь то, что ребёнок должен
соответствовать этому стандарту. Раз принял — выполняй и нечего пенять.

Глядя ясным взглядом на происходящее в нашем государстве и нашем образовании
уже не приходит в голову, чтобы мой ребёнок как-то этому соответствовал, тем более
отчитывался, что он тот, кем его хочет видеть система.
Живое образование позволило мне увидеть и осознать себя в более широком масштабе — цепочки жизней, каждую из которых необходимо прожить осознанно.

Современная школа — обратна осознанной жизни, обратна ясному мышлению, т.к. требует слепого заучивания и выполнения правил, вписывания зачастую в абсурдные рамки…
Гасится дух, воля, творческая активность, гасится здоровое познавательное начало в детях на самом
важном и ценном этапе — выстаривания отношений с родителями, а через них отношений с жизнью.
Детская открытость и доверие перерождается в сжатие и недоверие, непонимание себя, происходит буквально сворачивание жизненного потенциала…

Уход в сторону от самого главного вектора — познания жизни через уроки взаимоотношений — живых, открытых и честных… Так прерывается совесть, недаром слово «совесть» и устойчивые выражения «жить по совести», «поступить по совести» остались только в книгах и фильмах, в современной жизни к ним уже не обращаются, т.к. это не вписывается в рамки всё той же система образования, где ребёнок всё время должен, должен, должен от звонка и до звонка. Ну а после он должен начальнику, заводу или офису, своей семье…
Ну что тут скажешь. Действительно «змея, кусающая себя за хвост». Все происходящее, на мой взгляд, к лучшему. Школа, как она существует в современном виде, изживет саму себя. Возмущаются и противятся происходящему те, кто не понимает, что современное образование разрушают в ребенке интерес к жизни, тягу к познанию, пытливый ум, здоровье, да и и просто радость каждого дня.