Алла - 70

Тип статьи:
Рецензия

Алла Пугачева закатила в Кремле антиюбилей: что творилось на концерте

Примадонна превратилась в «феномен свободы»

  • как и сообщал «МК».

    Подлечила она голос. Даже вылечила. Назло врагам и кликушам. И блистала им во всей живой и животрепещущей его красе... Насколько это, конечно, позволял естественный фактор времени, который не щадит и не щадил никого - ни Пугачеву, ни Барбру Стрейзанд, ни Сару Брайтман, ни ушедших уже Шарля Азнавура, Монтсеррат Кабалье и т.д.

    Но вернемся к фиге. «Ты упрешься в двери, заходи скорее в камеру хранения остатков нашей любви, наших обид. Я на грани победы, я на грани везенья, на ячейке наш наклеен портрет. Набери, если помнишь мой день рождения, и возьмешь внутри документ. Вот, твоя вольная, подписанная вольная (тут как-раз и пронеслась фига по экрану, - прим. А.Г.). А судьба двуствольная разгоняет облака, чтобы я летела вольная, свободная да вольная, чтобы, к счастью, произвольная дорога была легка....»

    Фото: Николай Басков

    Извиняюсь за длинную цитату, но она стоит того. Гениально! Будто подгадала Алла всю катавасию. Зная эзоповы склонности в ее творчестве и натуре, так и хочется провести параллели между песней «Вольная» и конкретной ситуацией. Хотя, конечно, это всего лишь мой авторский домысел. Потому что песня, конечно, готовилась заранее, она гораздо объемнее и глубже - смыслово, содержательно, философски, - чем все это душное ерзанье с орденочками. Но надо ж такому случиться, надо ж так было сложиться…

    «Она – феномен свободы. Единственный человек, который делал и делает то,что хочет, и поет, что хочет. Не боится быть смешной и не спела ни одной «партийной» песни», - очень верно подметил один из участников пугачевских «бдений» последних дней на моем аккаунте в соцсети. Возможно, именно в этом и «порылась собака», как говорится?..

    С очень угрюмыми лицами, будто не на концерт великой Примадонны, а на заседание по семье или пенсионной реформе, на свои места в ВИП-партере прошествовали одна за другой Валентина Матвиенко и Светлана Медведева. Муж последней, наш премьер, выступал в этот день с отчетом в Думе, и Жириновскийих там всех как-раз отчитывал именно за «угрюмые лица»... Системное это, возможно? Или госдамы в данном случае были угрюмы, просто испытывая конфуз?

    Сама Алла, впрочем, много лет назад отвечая на вопрос о званиях и наградах, бесстрастно заметила: «Знаете, Галина Сергеевна Уланова (великая балерина — Авт.) говорила: звание – это имя. Если это имя и любовь народа есть, то – это самое высокое звание».

    Аплодисменты.

    ***

    Именно это высокое звание – любовь народа – было в очередной раз подтверждено всем ходом событий, развернувшихся в Кремле и на подступах к нему 17 апреля. Выметенные перекупщиками билеты из театральных касс еще в первые часы продажи в декабре всплывали все это время в интернете т.н. «волнами» - третьей, четвертой, пятой – по тем самым «несусветным» накрученным в несколько, а то и десятки раз ценам. Поставленный рекорд «свободного рынка», отражающего, стало быть, востребованность «продукта», – 1 млн. руб. Ну-ка, за кого еще из облизанных сверху «народных» и прочих «кавалеров» попросят такие деньги? И главное – дадут ли?

    Фото: Николай Басков

    В 19:20, когда в Кремле прозвучал первый аккорд вступления: «Я сегодня, возможно, молчания завет нарушу…», во всем рунете оставался только один билет за 500 тысяч. Не знаю уж, удалось ли счастливому обладателю сей реликвии сбагрить ее кому-нибудь? Но на пятачке у Манежа возле Кутафьей башни, через которую и пролегала народная тропа к песенной святыне, последним отчаявшимся найти лишний билетик даже самые сердобольные из спекулянтов предлагали насест под потолком на галерке «всего за 100 тысяч», сторговывались до 50-ти. Кто-то чертыхался, а кто-то и раскошеливался…

    Аплодисменты начались еще до открытия занавеса, взорвались овацией и «вставшим» залом на первом пришествии на сцену Пугачевой, продолжались по нарастающей с каждой песней – и старой, и новой, и завершились скандированиями и здравицами в финале под игривое прощание Примадонны: «Ну, теперь уже встретимся на 80-летии!».

    По людям, собравшимся на праздник (без учета ВИП-партера из звезд, деятелей культуры, госдеятелей, чиновников, бизнесменов, всяческих жен и просто важных людей), нельзя было сказать, что к Алле пришли «исключительно толстосумы», как волновались записные «ревнители» социальной справедливости и равенства. То ли толстосумы маскировались под «простой народ» люрексовыми прикидами из окраинных ТРЦ, то ли «простой народ» как-то исхитрился и все-таки пробрался к своей любимице, несмотря ни на какие спекулянтские подлости и рогатки…

    «Еще, еще, Аллааа!», - не хотел расходиться забитый до отказа, до последних куриных насестов под крышей на галерке, шеститысячный зал. И есть подозрение, что благодарные и восторженные люди хотели «продолжения банкета» не потому, что «уплочены деньжищи-то какие». Их не отпускала та самая легендарная, вековая, волшебная магия (она же проникновенность, сопричастность, очарование, обаяние, харизма, мощь, величие и пр. и др.) Женщины, которая поет.

    ***

    «Есть вокалисты, очень много хороших вокалистов сейчас. Есть певицы и очень хорошие певицы. А я не вокалист и не певица, я – женщина, которая поет», - говорит о себе г-жа Пугачева. Это – не фигура речи и не кокетливая поза. Это – сермяжная суть. Вокалистка? Да, блестящая. Певица? Феноменальная. Но это еще не все. Потому что вокалистка просто исполнит, певица просто споет, а Женщина, которая поет, расскажет свои истории, поделится взглядом на жизнь, наблюдениями, даст совет, научит уму-разуму, подарит надежду, нарисует, как художник, картинку жизни, в которую заставит поверить каждого… Она поет то, о чем чувствует и думает именно эта Женщина. Это другой космос, другая ипостась…

    Фото: Николай Басков

    Что рассказала нам Алла, какие картинки жизни нарисовала в этот раз, в своем исповедальном (а у нее все и всегда исповедально) «Постскриптуме»? Она условно поделила концерт на три части. («Мне нравится трехчастная форма», - призналась за кулисами). «Монологи», «Святая грешница», «О любви» - все, из чего она как-бы скроена, соткана, чем живет, о чем думает, размышляет, к чему стремится и чем хочет поделиться с близкими ей людьми – ее зрителями. «Такие «Рождественские встречи», но уже для себя», - обобщила концепцию. Причем, эта исповедальность имеет все оттенки радуги – от темных и грустных до самых ярких, радостных и разудалых.

    Конечно, все условно - части, главки, заголовки. Поскольку в монологах - много о любви, страстях и искушениях. А святость грешницы – философский антагонизм, в котором клокочет буря страстей, те же исповедальные монологи о жизни, любви, верности, предательстве, преодолении, борьбе. А, когда «просто» о любви, то и там о том же, только еще сосредоточеннее, до исступления страстно, пронзительно и сжато.

    «Как больно крылья пришивать мне вновь» («Анестезия»). «Поживи в моей шкуре, а потом уж учи меня жить, кого гнать мне из суи, а кого мне любить» («Шкура»). «Даже если жизнь бьет по голове, ты не дрейфуй, будь всегда на коне, следуй за сердцем, только вперед, а там уж, как повезет» («На коне»). «Вся наша жизнь, словно бал лицемерия,.. здесь предательство чаще доверия,.. жить в мире королей и слуг, фальшивых поцелуев и разлук» («Жизнь напоказ»). «На землю выпала роса, на вид обычная вода, а это – чья-нибудь слеза». «Мой друг, дело не в возрасте, а в нежности рук и теплоте голоса…»

    Фото: Николай Басков

    И кто сказал, что Пугачева «исписалась» или «испелась»? Премьерные произведения для «Постскриптума», новые песни только расцветили планку давно любимых и признанных Аллиных шедевров россыпью дополнительных жемчужин и бриллиантов. Добавив к ним еще и зримой, слышимой, четко читаемой и артикулируемой актуальности.

    «Алла всегда мыслит большим масштабом», - делился с «МК» ощущениями за несколько дней до премьеры Александр Левшин, бывший гитарист «Рецитала», давно подавшийся на «вольные хлеба», но, как оказалось, внимательно и трепетно следящий за всем, что делает его былая «патронша». Размышлял о грядущей премьере: «Она будет вещать, а не петь, намекать эзоповским способом, как обустроить мироздание, чтобы была гармония, а иначе ей нет смысла просто песни петь, у нее масштаб другой. Поэтому эти резкие тексты: «Поживи в моей шкуре, поживи в моей коже»… Спросил у Резника: «Ты написал?». Он говорит: «Упаси Господь! Какой-то поэт написал». Он в шоке, он с ней помирился, но он не знает, кто это. Я спрашиваю: «Ты узнаешь Аллу?». «Это – другой человек, - ответил он. - но я ее люблю». Никто не ожидал, что Алла вырвется из стандарта».

    Как в воду глядел, хитрый мудрец! В своем «Постскриптуме» Пугачева не то что вырвалась из стандарта, а пустилась в зажигательное лимбо со смыслами, месседжами, стейтментами, музыкальными и поэтическими «вкусняшками», перекидывая этими новыми виршами ажурный мостик к своим каноническим «золотым временам» той Женщины, которая поет. Видимо, поэтому, вопреки возможным ожиданиям, крайне избирательно подошла к «старым добрым хитам», взяла только те, что ложились в канву и драматургию нового спектакля – «Не делайте мне больно, господа», «Звезда», «Свеча горела на столе», «Монолог», «Святая ложь», «КрУгом голова»…

    Когда пришла очередь «Любви похожей на сон», зал присоединился к бэк-вокалисткам и мощным хором стоически тянул песню до финального аккорда, услаждая слух не только Примадонны, но и композитора Игоря Крутого, оказавшегося в крайне селективном списке «избранного», как и поэта Михаила Гуцериева, чья песня «Тянет сердце руки» погрузила зрителей в трепетную нирвану: «Не дано любить жрецу, очень сложно мудрецу обрести любовь, которой нет…».

    фото: Артур Гаспарян

    К 60 процентам новых песен добавилась еще половина собственно пугачевского авторства, включая величайшее из ее произведений «Женщина, которая поет», и к которой Алла долго не подступалась, даже боялась подступиться, поскольку, как уже известно, выуживала свой уникальный голос (хотя не исполнительница и не певица) из раскапризничавшегося пищевода.

    ***

    Все произошедшее в Кремле 17 апреля было чем угодно, только не замшелым юбилеем народной артистки. Была премьера фантастического нового шоу – по самому высокому стандарту: сценография, машинерия, видеоарт, великолепная труппа танцующих артистов с подлинными мюзикл-номерами, а не банальная подтанцовка, многоплановая режиссура, выверенная и глубокая драматургия, а на вершине всего – главное роскошество в виде АБП. Впервые за 10 лет с грандиозной авторской программой! Чуть реже, чем до недавнего времени практиковала Мадонна, но содержательный уровень сопоставим, если не глубже. Только на этом месте вот не надо кривить рты, лучше вникнуть в смысл сказанного... Кстати, Мадонна в последние годы тоже что-то притормозила…

    Просто так совпало, что «еще и случился юбилей». А по сути, форме и содержанию вышел форменный АНТИЮБИЛЕЙ – вопреки и на радость! Как, собственно, Пугачева и умеет.

    У нее был мотив – дети, которым она хотела показать то, что на протяжении пяти лет их юной жизни им все вокруг только и рассказывали: какая их мама великая артистка и большая певица. Был и стимул – соскучившийся по Примадонне преданный зритель, а также потребность высказаться ему о наболевшем. Была отменная форма – внутренняя и внешняя – совершенно диссонирующая с глупой юбилейной цифирью, выглядящей сущей несуразицей, потому что ее носительница вне этих цифр, времени и возраста.

    Была Анастасия Волочкова, ринувшаяся (конечно, подсадной уткой) на сцену на фразе «Ай-ай-ай, все пиарятся вокруг» («Жизнь напоказ»), чтобы изобразить фирменный вертикальный шпагат на фоне Аллы. Зал стонал.

    Было пронзительное воспоминание-посвящение главному наставнику и учителю ее жизни в музыке и на сцене Владимиру Трифонову «Серое пальто»: «Мы сидели в дешевом кафе, ты меня обнимал глазами, этот кофе не пах совсем в неуклюжем граненом стакане…»

    Был Николай Басков, которого я попросил выступить в роли фотографа «МК», поскольку он сидел близко к сцене и мог делать крупные планы. Николай, как мог, добросовестно исполнил возложенную на него обязанность и получит за свои фотографии в сегодняшнем обзоре Аллиного «Посткриптума» положенный согласно штатному расписанию «МК» гонорар. Спасибо, Коля! Но, если Алле что-то не понравится с ракурсами, выкручивайся сам…

    И трогательная финальная мизансцена, когда вся семья вышла обнять свою родоначальницу – Кристина Орбакайте, Клавдия Земцова, Никита Пресняков, Дэни Байсаров и, конечно, самые любимые малыши Лиза и Гарри Галкины вместе с папой Максимом. Такая большая и дружная семья, а даже в ней – Пугачева-то всего одна!

20:55
198
RSS
21:36
+8
Пока читала эту весть в голове прошла одна мысль — о статье «Московский матриархат. Взгляд изнутри» , эта статья была зачитана Ведущим на Встрече 7 апреля
Думаю здесь все очевидно — Примадонна и ее свита, ее фавориты, ее многочисленные мужья, ее семья, ее дети, в центре Она!
Пугачева как Ленин, который долго был «жив» и вечен в сердцах и умах не одного поколения людей, так и Алла -одна такая, задающая Тренд всей российской эстраде, она и правда одна такая на всю эстраду и уже не одно десятилетие! Столь ценно получить ободрение у Пугачевой своим песням, заполучить ее доброе слово, чтобы войти в мир эстарды и стать своим.
К чему я веду, а к тому, что если бы сравнивали рейтинг Пугачевой и В.В.Путина, то ее бы рейтинг точно перевесил и не потому, что народ требует «зрелищ» и даже готов отстаться без хлеба, заплатив не малую сумму за билет на ее юбилейный концерт, а потому что в Москве победил Матриархат и этот концерт этому подтверждение!

Пока писала комментарий, то вспоминаю историю и нашу императрицу Екатерину Великую , все очень похоже, тот же Тренд который задала женщина, те же фавориты, та же смена российских ценностей на европейские. Как то грустно, что все так в нашей стране, в Москве и уже не одно столетие.
22:04
+12
Хотя признаюсь, я выросла на песнях Пугачевой, моя мама очень любила ее песни, и я сама часто распевала ее песни, не понимая тогда смысл вложенный в них.
Вот взять песню «Миллион миллион алых роз» — грустная песня про одиночество мужское и женское, она о том как живется на вершине славы женщине и что чувствует при этом мужчина, возможно ли семья в этом случае, чем становится сцена для любого ступившего на нее.
По моему уже тогда, этой песней Пугачева открыто сказала и спела, о том что несет сцена и королевство на ней!
По сути, тогда она спела песню о своей не состоявшейся женской судьбе: "… В ночь ее поезд унёс, но в ее жизни была целая площадь цветов".
22:28
+5
А я никогда не была поклонницей творчества Аллы Пугачёвой.
… а Женщина, которая поет, расскажет свои истории, поделится взглядом на жизнь, наблюдениями, даст совет, научит уму-разуму, подарит надежду, нарисует, как художник, картинку жизни, в которую заставит поверить каждого…
И уж не знаю, чему мудрому она сможет научить своими песнями.
Вообще, грустная судьба у человека. Не позавидуешь ей…
В детстве любил подпевать, подмурлыкивать под несколько песен Пугачёвой. Смысла, конечно, не понимал. Мелодия просто нравилась… А сейчас видно, что вся жизнь, по сути, прошла мимо. И ни мужья, ни дети, ни внуки ничего не исправили в этой ситуации. Внутри пусто. И это всё компенсируется снаружи — сцена, премии, награды, звания. И каждый такой концерт-юбилей лишь добавляют глянца и демонстрации, типа, «Смотрите, а я ещё вот так могу! И вот так! И это ещё что! Вот в следующий раз я вам всем такоооое покажу!» Хоть и поёт АБ живьём, старается, но вся жизнь проходит под фанеру.
Очень точно сказано.
22:11
+2
Молодец, конечно, в плане приверженности одной профессии певицы. Пусть даже сама отрицает, что певица:). Интересна людям собственным творчеством, за которое те готовы платить, чтобы соприкоснуться. «Не создавай себе кумира»-давно известная мудрость, которая показывает, как мешает чья-то успешность увидеть в самом себе ценность, принять самого себя. Ведь слог, которым написана рецензия, восхитительно-умилительный. Означающий, что вот признанная людьми «звезда», люди разве могут ошибаться, раз на концерт все билеты проданы-перепроданы? Значимая величина, раз оплачивается ее Труд в таком количестве, как людей, вниманием, так и финансов, денежными знаками.
Простота только где во всем этом? Все завуалировано, обнесено многострадальческими текстами, чтобы поплакать в очередной раз над созданным самою же собою. Простота должна быть, чтобы помимо красивых фраз и музыки двигал текст, складываемый в песни, чтобы эмоциями наполненные люди перестали восхищаться Статусом «Примадонна», а смогли заметить Человека, а это возможно только при искренности. Шоу и простота несовместимы. Шоу создается для собирания финансов, простота наполняет искренностью без дополнительных вложений.
Остается понять, кому что важно. Важно стать наполненным от идущего от Истока Человека потоком целостности или остаться при собственном мнении, что «шоу должно продолжаться»? Шоу способно проводиться только при наличии зрителей. Потому как все в мире направлено на привлечение внимания. И только Божественный Смысл направляет внимание, одаривая.
Пугачеву любила разве что в детстве. До сих пор помню, что мне нравилась ее песня «Три желания» — «у меня есть три желания, нету рыбки золотой». Даже фотография есть, как я стою на стуле в фате из тюли, маминой комбинации и скалкой вместо микрофона. Повзрослев, я все никак не могла понять, почему она так популярна и почему правит балом, так как видела одну лишь фальшь и безвкусицу. Благодаря комментарию Автора наконец стало ясно, что дело в том, что не только в Москве, но, думаю, и в большей части мира, балом правит Женщина, всесильная и ВСЁмогущая Женщина. Людям люб пример сильной Женщины в лице Пугачевой, которая живет как хочет, ни от кого не зависит, пользуется мужчинами и выбрасывает за ненадобностью, финансово ни от кого не зависит и никого и ничего не боится. С каким восхищением написана сама статья об юбилейном концерте, а написана ведь мужчиной! Мне, наконец, стало понятно, почему все соцсети и экраны телевизоров пестрят историями успешных женщин, предложениями вырваться из бедности путем работы на дому, освоением новых современных профессий, и ведь в основном все эти предложения начинаются с истории бедной женщины еле сводящей концы с концами, и вот она спасает всю семью, а мужчина и не упоминается, либо в отрицательном контексте. Я даже раньше не задумывалась, что это следствие борьбы за равенство полов. Даже далеко ходить не надо: в разговоре с близкими и друзьями выясняется, что женщины выходят на работу после декрета, чтобы лучше одеваться, больше себе позволять трат, так как муж не может обеспечить семью, то есть в сознании женщин мысль, что муж не может. Если же муж все-таки может, женщина это называет самореализацией, хочет состояться, быть успешной. Женщина-домохозяйка у нас не хранительница очага, она СИДИТ дома с детьми, и этот образ так выглядит не привлекательно в современное время. Пугачева действительно задала тренд не только эстраде, но и всей стране. Недаром же она названа «Великой женщиной XX столетия» по опросу еженедельника «Собеседник» (1993).