​​А знаете ли вы, что 20 мая

А знаете ли вы, что 20 мая...

325 года — Был открыт Первый Никейский собор.
1191 года — Войска короля Англии Ричарада Львиное Сердце захватили Кипр.
1570 года — Нидерландский картограф Абрахам Ортелиус составил прообраз современного атласа.
1622 года — В Константинополе восставшие янычары убили турецкого султана Османа II.
1652 года — В ходе национально-освободительной войны в Малороссии, произошла Батожская битва. По итогам оной войска гетмана Богдана Хмельницкого разбили двадцатитысячное польскую армию и освободили территории Киевского, Черниговского, Брацлавского и восточной части Подольского воеводств от Польско-Шляхетского господства.
1662 года — Английский король Карл II женился на португальской принцессе Екатерине, получив в приданое Танжер и Бомбей.
1742 года — Русский штурман С.И.Челюскин достиг на собачьих упряжках северной оконечности Евразии — мыса, названного вскоре его именем.
1787 года — Царица Екатерина II заложила первый камень Преображенского собора, который стал основой нового города — Екатеринослава (ныне город Днепр).
1801 года — Начался трёхнедельный военный конфликт между Испанией и Португалией, получивший название — Апельсиновая война.
1813 года — В ходе Войны Шестой коалиции произошло Сражение при Бауцене, по итогам которого французские войска под командованием Наполеона Бонапарта одержали победу над Русско-Прусской армией под командованием генерала П.Х.Витгенштейна.
1857 года — Состоялась торжественная церемония освящения места возведения первого железнодорожного вокзала в городе Риге.
1862 года — В ходе Гражданской войны в США, был принят федеральный закон о земельных наделах, согласно которому каждый гражданин США, достигший 21 года и не воевавший на стороне КША, получил из земель общественного фонда бесплатный участок земли размером в шестьдесят гектаров.
1873 года — В Петербурге прошла первая публичная демонстрация электрической лампы для уличного освещения, созданной электротехником А.Н.Лодыгиным.
1875 года — В Париже, семнадцать государств подписали «Метрическую конвенцию», договор, служащий для обеспечения единства метрологических стандартов в разных странах.В соответствии с оной, впоследствии было учреждено Международное бюро мер и весов и Международный комитет мер и весов.
1882 года — Был заключён тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией против Франции и России.
1900 года — Во Франции были открыты II летние Олимпийские игры.
1908 года — В Индонезии была основана национальная культурно-просветительская организация Буди Утомо («Высокая цель»). Позже это событие стало отмечаться в стране, как День национального пробуждения.
1908 года — Было провозглашено создание Кубинской республики.
1911 года — Правительство Китая заключило соглашение с банковским консорциумом Англии, Франции, Германии и США о передаче строительства железных дорог в руки иностранного капитала.
1916 года — В связи с Первой Мировой Войной жители канадского города Берлин приняли решение о переименовании города в Китченер.
1921 года — Германия и Китай восстановили дипломатические отношения.
1922 года — В ходе Гражданской Войны в России В.И.Ленин поручил Ф.Э.Дзержинскому подготовить план высылки за границу «контрреволюционных» писателей.
1926 года — Конгресс США принял Закон о гражданской авиации, возлагающий на Министерство торговли выдачу лицензий пилотам на воздушные суда.
1927 года — Великобритания признала независимость Саудовской Аравии.
1932 года — На собрании писательского актива СССР впервые введён термин «социалистический реализм».
1940 года — В ходе Второй мировой Войны Германские войска захватили французский город Амьен.
1945 года — Советское правительство назначило обер-бургомистра Берлина.
1965 года — Был открыт аэровокзальный комплекс крупнейшего в СССР аэропорта «Домодедово».
1970 года — Китайский революционер Мао Цзэдун призвал к началу мировой революции против американского империализма.
1972 года — Референдум в Камеруне преобразовал эту страну из федеративной республики в унитарную.
1980 года — На референдуме в канадской провинции Квебек 59,9 процента избирателей высказались против отделения от Канады.
1985 года — Три израильских солдата, захваченных арабами, были обменены на 1700 палестинских заключенных.
1989 года — Капитан ВВС СССР А.М.Зуев угнал советский истребитель МиГ-29 в Турцию.
1990 года — В СССР был принят закон о порядке въезда и выезда советских граждан за рубеж, согласно которому были сняты ограничения с загранпоездок.
1992 года — Власти города Ленинабада и Куляба отказались признать новое правительство Таджикистана и пригрозили своим выходом из республики.
2002 года — Независимость Восточного Тимора получила международное признание.
2003 года — Ватикан выпустил в свет словарь современного латинского языка. В него были добавлены такие понятия, как видеотелефон, Интерпол, ФБР, бестселлер и многие другие слова, о которых древние римляне не имели представления.
Икона: I Вселенский собор.
15:45
363
RSS
23:47
+6
1570 года — Нидерландский картограф Абрахам Ортелиус составил прообраз современного атласа.

А́брахам Орте́лий — южнонидерландский (фламандский) картограф, автор первого в истории географического атласа современного типа.
Ортелий составил и выпустил книгу нового типа — географический атлас мира, содержащий 70 карт и статей страноведческого характера, которая была выпущена в свет в Антверпене 20 мая 1570 года. Книга носила название «Зрелище круга земного» и была переиздана до 1624 года более 40 раз на шести европейских языках общим тиражом около 7300 экземпляров.
Наряду с Атласом Меркатора он сыграл исключительную роль в развитии картографии. Ортелию также принадлежит первая детализированная карта Тихого океана.

14:45
+5
1965 года — Был открыт аэровокзальный комплекс крупнейшего в СССР аэропорта «Домодедово».

Как в Первопрестольной распахнула свои двери крупнейшая воздушная гавань Советского Союза
Аэропорт Домодедово расположен в юго-восточной части Подмосковья, почти в полусотне километров от центра столицы. По проекту создателей новый аэропорт должен был стать узловым для дальнемагистральных маршрутов (в Сибирь, Среднюю Азию) и среднемагистральных (на Урал и в Поволжье). Хотя первые рейсы гражданской авиации были осуществлены из Домодедово еще в 1964-м, подлинным днем рождения аэропорта следует считать 20 мая 1965 года, когда открылся аэровокзальный комплекс, ставший достойным и своевременным ответом на последовательное увеличение пассажиропотока. Для своего времени аэропорт стал не только крупнейшей воздушной гаванью СССР, но и одним из самых удобных в плане обслуживания посетителей советских аэропортов. В аэровокзальных галереях в те годы размещались также производственные помещения для цехов, в которых выполнялось ТО воздушных судов на перроне.
Во второй половине 1960-х — начале 1970-х в Домодедово не раз устраивались красочные воздушные парады, привлекавшие множество посетителей. Также там проходили испытания и ввод в эксплуатацию новых видов и типов самолетов, в том числе первого в истории мировой авиации сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. В новой России, с открытием границ и созданием условий для массового туристического потока за рубеж аэропорт обрел статус международного.
На рубеже тысячелетий аэровокзальный комплекс Домодедово подвергся коренной реконструкции. После ее завершения обновленное здание пассажирского терминала стало отвечать основным требованиям, предъявляемым в XXI веке к международным гаваням подобного типа в сфере обеспечения комфорта и безопасности пассажиров в предполетной зоне. Не случайно за последние пять лет аэропорт был удостоен престижной международной награды World Airport Awards как лучшая воздушная гавань Восточной Европы, а также занимал призовые места в независимых исследовательских рейтингах как лучший европейский аэропорт и лучший аэропорт России и стран СНГ.
В 2015 году пассажирский терминал аэропорта отпраздновал полувековой юбилей. Его площадь ныне составляет 135 тысяч кв. м. Со столицей он связан регулярно курсирующим скоростным электропоездом «Аэроэкспресс», а также сетью маршрутных такси и автобусов. В грандиозных по своей амбициозности планах управляющей компании аэропорта — значительное увеличение (до 500 тысяч кв. м) площади аэровокзального комплекса за счет строительства еще трех пассажирских терминалов, объединенных под одной крышей с ныне существующим.
В наши дни Домодедово — один из бесспорных лидеров по объему авиаперевозок внутри страны (свыше 30 млн пассажиров за 2015 год). Лишь в прошлом году азропорт уступил в этом отношении свое многолетнее первенство вырвавшемуся на первую позицию аэропорту Шереметьево. Кроме того, домодедовский аэропорт — один из самых загруженных в Европе. Благодаря наличию построенных в 1960-е двух находящихся на значительном удалении друг от друга параллельных взлетно-посадочных полос это единственная воздушная гавань Московского авиаузла, способная одновременно обеспечивать как взлет, так и посадку самолетов. Идущий в ногу со временем высокотехнологичный аэропорт Домодедово уверенно смотрит в будущее.




16:22
+5
А это аэропорт Домодедово сегодня


01:36
+4
325 года — Был открыт Первый Никейский собор.

Первый Нике́йский собор — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.

На соборе был принят Символ Веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано 20 канонов.
15:17
+5
Что еще произошло в этот день.
1965 Года произошла Катастрофа Boeing 720 под Каиром (Египет), погиб 121 человек.

Катастрофа Boeing 720 под Каиром — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Boeing 720-040B компании Pakistan International Airlines, произошедшая в четверг 20 мая 1965 года в районе Каира. В катастрофе погиб 121 человек из 127 на борту, что делает её крупнейшей в истории самолётов Boeing 720. Также на момент событий являлась крупнейшей авиакатастрофой в Египте.

Катастрофа
Самолёт выполнял регулярный пассажирский рейс PK-705 из Карачи (Пакистан) в Лондон (Великобритания) с промежуточными посадками в Дахране (Саудовская Аравия), Каире (Египет) и Женеве (Швейцария). 19 мая в 18:00[* 1] (23:00 местного времени) рейс 705 вылетел из аэропорта Джинна (Карачи) и вскоре благополучно прибыл в аэропорт Дахранruen. В Дахране ни о каких технических проблемах экипаж не сообщал. В 21:22 с 13 членами экипажа и 114 пассажирами на борту авиалайнер вылетел из Дахрана в Каир. Полёт проходил без отклонений — и в 23:15, после прохождения на эшелоне 360 (11 км) траверза Акабы, что в 196 морских милях (363 км) от Каира, экипаж перешёл на связь с Каирским диспетчерским центром. В 23:22 с борта самолёта доложили о начале снижения с эшелона 360, а в 23:30 диспетчер дал указание занимать эшелон 130 (4 км). Вскоре было дано указание снижаться до эшелона 65 (2 км). В 23:39, когда рейс 705 проходил эшелон 100 (3,05 км), диспетчер передал указания по выполнению захода на посадку и пока занимать высоту 65. В 23:40 экипаж получил разрешение выполнять заход на посадку на полосу 34L (левая) по левой схеме, а также указание переходить на связь с диспетчерской вышкой аэропорта. В 23:45 с самолёта было доложено о начале выполнения последнего поворота, на что диспетчер дал разрешение на посадку и дал указание переходить на связь с диспетчером старта. Экипаж перешёл на связь с диспетчером старта и получил от него разрешение на посадку, прогноз погоды, а также указание передать, когда будут включены посадочные фары. В 23:48:30 экипаж ответил: «Подтверждаю», после чего в 23:48:50 (01:48 (по другим данным — 02:48:50) 20 мая местного времени) в диспетчерской услышали по радиосвязи скрежет, после чего экипаж на связь уже не выходил.
Снижающийся в темноте Боинг с выпущенным шасси и установленными на 20° закрылками (по другим данным закрылки в момент удара были убраны) врезался в землю в 20 километрах к югу от Каирского аэропорта и полностью разрушился. Прибывшие спасатели обнаружили среди обломков 6 выживших пассажиров. Все остальные 13 членов экипажа и 108 пассажиров погибли. На момент событий эта авиационная катастрофа занимала первое место среди произошедших в Египте, в настоящее время — второе. Также это крупнейшая катастрофа самолёта Boeing 720.

15:52
+5
1801 года — Начался трёхнедельный военный конфликт между Испанией и Португалией, получивший название — Апельсиновая война.

Апельсиновая война, или Война апельсинов, также франко-испано-португальская война — кратковременный (трёхнедельный) военный конфликт 1801 года между Испанией и Португалией.
В 1800 году союзные Франция и Испания в лице первого консула Наполеона Бонапарта и испанского министра Мануэля Годоя потребовали от Королевства Португалия разорвать союзные отношения с Британской империей и вступить в союз с Бонапартом (против Англии), уступив при этом Франции немалую часть её национальных территорий. Португалия, чьи союзные отношения с Великобританией были основаны ещё в 1373 году заключением договора между королём Англии Эдуардом III и правителями Португалии королём Фернанду I и королевой Леонорой, выдвинутые требования не приняла.
1 октября 1800 года Испания и Франция подписали Третий договор в Сан-Ильдефонсо, подтверждённый позднее договором в Аранхуэсе от 21 марта 1801 года[2]. По последующему договору в Бадахосе 29 января Испания обязалась объявить войну Португалии, и в апреле 1801 года союзные французские войска подошли к границе с Португалией.
20 мая 1801 года силы французов были подкреплены испанскими войсками под командованием Мануэля Годоя. Генерал-капитан[ Годой во главе 60-тысячной армии практически в двухдневный срок оккупировал Португалию.
Считается, что испанские солдаты приветствовали Годоя апельсиновыми ветвями, от чего война и получила такое название. Либо же уверенный в успехе Годой отослал испанской королеве Марии-Луизе, чьим фаворитом он являлся, корзину с апельсинами, обещав, что следующую уже вышлет из Лиссабона. Также есть мнение, что перед сражением произошла встреча командующих враждующих сторон, на которой было решено, что Португалии нет смысла воевать за Англию, а Испании — за Францию, и все военные действия будут направлены на бескровопролитное маневрирование (в апельсиновых плантациях).
Португальскими войсками (2 тысячи кавалерии и 16 тысяч пехоты) командовал 82-летний премьер-министр Жуан Карлос де Соуза, 2-й герцог Лафойнш. Из-за быстротечности военных действий основные силы французов под командованием генерала Леклерка так и не приняли участия в сражениях.
6 июня 1801 года в Бадахосе был подписан мирный договор.

16:43
+4
1742 года — Русский штурман С.И.Челюскин достиг на собачьих упряжках северной оконечности Евразии — мыса, названного вскоре его именем.

Семён Челюскин – знаменитый русский полярный исследователь и мореплаватель. В 1733-1743 годах он, уже будучи в должности штурмана, принимал самое активное участие во второй Камчатской экспедиции. Челюскин работал в отрядах В.Прончищева и Х.Лаптева, занимаясь исследованием Таймырского полуострова.

В начале декабря 1741 года Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым вновь отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы – до –50°С, провизии постоянно не хватало.

В апреле 1742 года группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. Челюскин продолжал вести наблюдения с особой тщательностью. Его путевой журнал, единственная копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, – замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана, его прекрасных организаторских способностях.

(9) 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин на собачьей упряжке достиг мыса, как впоследствии будет доказано – самой северной точки материка Евразии. Он записал в путевом журнале навсегда вошедшие в историю географических открытий слова: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».

Мыс не произвел на штурмана впечатления: в журнале он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с «небольшим выгибом». По его мнению, Восточный Северный мыс здесь окончился. Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время.

Затем штурман направился на юго-запад к устью Нижней Таймыры. На карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра, где Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров.

Столетие спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф. По его предложению, Русское географическое общество переименовало северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 это название было внесено в международную литературу и карты. Лишь в 1919 году норвежский геофизик и океанограф Х.Свердруп на шхуне «Мод», установил, что именно этот невзрачный мыс и есть северная оконечность Евразии.

В настоящее время на мысе Челюскина – самой северной точке полуострова Таймыр и материковой Азии (77°43' с. ш. и 104°18' в. д.) – находится полярная станция – радиометеорологический центр, где зимуют от 8 до 10 человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин».
23:11
+1
1900 года — Во Франции были открыты II летние Олимпийские игры.

Летние Олимпийские игры 1900 (англ. 1900 Summer Olympics, официально называются Игры II Олимпиады) — прошли в Париже, Франция с 14 мая по 28 октября. Проведение Игр было приурочено ко Всемирной выставке, проходившая в то время во французской столице. Игры стали более массовыми по сравнению с прошлыми Играми 1896 в Афинах — приехало больше спортсменов и устраивалось больше соревнований. 997 спортсменов, из них 22 женщины, которые приехали на Олимпийские игры впервые, представляли 24 страны. Спортсмены соревновались за 95 комплектов медалей в 20 видах спорта.

23 июня 1894 года в Сорбонне (Париж) состоялся первый международный конгресс МОК. В числе вопросов, обсуждаемых на этом совещании, был выбор места проведения I Олимпийских игр. Пьер де Кубертен предложил провести Игры в 1900 году в Париже, и приурочить их к запланированной на то же время Всемирной выставке. Однако делегаты решили, что шестилетнее ожидание Игр может уменьшить интерес к ним. Поэтому собравшиеся решили провести I Игры в 1896 году в Афинах, а не в Париже.

После проведения Игр греки заявили, что имеют право провести у себя и последующие соревнования, считая, что Греция — это родина Олимпийских игр, и они могут проходить только там. Эта идея была выдвинута королём Георгом I, и её поддержали многие его соотечественники. Кубертен и МОК поблагодарили их за проведение и организацию Игр, однако отказали в повторном проведении. Вместо этого они предложили организовывать раз в четыре года Греческие игры, в которых могли бы участвовать только греки, и этим решил заняться принц Константин. Кроме того, военная агрессия против Османского острова Крит в 1897 году окончательно исключила возможность повторного проведения игр в Афинах. Выбор в пользу Парижа был подтверждён на втором конгрессе МОК в 1897 году в Гавре.

olimp-history.ru/node/39
17:02
+2
1970 года — Китайский революционер Мао Цзэдун призвал к началу мировой революции против американского империализма.


Ма́о Цзэду́н (кит. трад. 毛澤東, упр. 毛泽东, пиньинь: Máo Zédōng, палл.: Мао Цзэдун, Уэйд-Джайлз: Mao Tse-Tung; 26 декабря 1893, Шаошань — 9 сентября 1976, Пекин) — китайский государственный и политический деятель XX века, главный теоретик маоизма.

Вступив ещё в молодости в Коммунистическую партию Китая (КПК), Мао Цзэдун в 1930-е годы стал руководителем коммунистических районов в провинции Цзянси. Придерживался мнения о необходимости выработки особой коммунистической идеологии для Китая. После «Великого похода», одним из руководителей которого Мао являлся, ему удалось занять лидирующие позиции в КПК.

После успешной победы (при решающей военной, материальной и консультативной помощи со стороны СССР) над войсками генералиссимуса Чан Кайши и провозглашения 1 октября 1949 г. образования Китайской Народной Республики Мао Цзэдун до конца жизни фактически являлся лидером страны. С 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954—59 гг. также должность председателя КНР. Провёл несколько громких кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция» (1966—1976), унёсшие жизни многих миллионов людей. Во время правления Мао Цзэдуна в Китае проводились репрессии, которые критиковались не только в капиталистических, но даже в социалистических странах. Также в тот период существовал культ личности Мао Цзэдуна.

По общему тиражу печатных изданий произведения Мао Цзэдуна стоят на втором месте в мире после Библии.

Журнал Time включил Мао Цзэдуна в сотню выдающихся людей 20-го века в категории «Лидеры и революционеры».