А знаете ли вы, что 7 ноября...

А знаете ли вы, что 7 ноября...

644 года — Римский философ Цицерон выслал из страны революционера Катилину.

1455 года — Во Франции начался процесс по реабилитации Жанны Д'Арк.

1659 года — Между Францией и Испаниейбыл заключен Пиренейский мир, завершивший 24-летнюю Франко-Испанскую войну.

1629 года — В Северной Америке была основана провинция Нью Хемпшир.

1783 года — В Великобритании было проведено последнее публичное повешение.

1806 года — В ходе Войны четвёртой коалициипрусский фельдмаршал Г.Л.Блюхер капитулировал французской армии в Битве у Любека.

1807 года — Выполняя условия договора с Францией, Царь России Александр I разорвал отношения с Великобританией.

1869 года — Во Франции была проведена первая в мире междугородная велогонка.

1874 года — В качестве символа республиканской партии СШАбыл впервые использован слон.

1891 года — Американский изобретатель У.Л.Джадсон запатентовал первый известный прототип застёжки-молнии.

1902 году — В российском городе Туле открылся первый в России вытрезвитель под названием «приют для опьяневших».

1908 года — Британский физик Э.Резерфорд объявил о произведенном им расщеплении атома.

1914 года — В ходе Первой Мировой Войны, после трехмесячной осады японские войска захватили германскую крепость Циндао.

1917 года — В ходе Первой Мировой Войны, в России произошла Октябрьская революция. Временное правительство страны было низложено. К власти пришли представители II Всероссийского съезда Советов, провозгласившие создание РСФСР. Так началась Гражданская война в России. По масштабу разрушительных последствий, это было самое крупное политическое событие XX века.

1921 года — Б.Муссолини принял звание Дуче национальной фашистской партии Италии.

1928 года — В СССР вступил в строй нефтепровод Грозный — Туапсе.

1929 года — В СССР вступила в строй Сызранская Гидроэлектростанция.

1929 года — Советская газета «Правда» запустила в оборот фразу «Великий перелом» в отношении коллективизации.

1940 года — Ирландия объявила о своем нейтралитете во Второй Мировой Войне и отказала Великобритании в праве использования порты страны для борьбы с Германией.

1940 года — Из-за недоучёта ветровых нагрузок, в США обрушился Такомский мост.

1941 года — В ходе Великой Отечественной Войны, на Красной площади в Москве прошёл военный парад советских войск.

1943 года — В ходе Великой Отечественной Войны, в городе Кирове было открыто регулярное троллейбусное движение.
1944 года — В ходе Великой Отечественной Войны И.В.Сталин отказался восстанавливать дипломатические отношения с Швейцарией из-за действовавшего там запрета коммунистической партии.
1944 года — В ходе Второй Мировой Войны Ф.Рузвельт был впервые в истории США избран президентом на четвертый срок.
1949 года — В СССР была получена первая нефть на платформе Нефтяные Камни.

1949 года — Советский маршал К.К.Рокоссовский был назначен министром обороны Польши.

1949 года — Американская компания «Дженерал Моторз» выплатила своим пайщикам рекордную сумму дивидендов — 190 миллионов долларов.

1950 года — В ходе Корейской войны войска ООН вошли в Северную Корею.

1952 года — Впервые увидев Л.И.Брежнева, И.В.Сталин сказал: «Какой симпатичный молдаванин!».

1958 года — В московском метрополитене были впервые введены автоматические контрольные пункты.

1966 года — Международный революционер Э.Ч.Гевара отправился в Боливию для ведения партизанской войны.

1967 года — Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации женщин.

1987 года — В Тунисе произошла Жасминовая революция, по результатом которой был низложен первый президент Тунисской Республики Х.Бургиба.

1990 года — Советский слесарь А.А.Шмонов совершил неудачную попытку застрелить президента СССР М.С.Горбачёва на праздничной демонстрации.

1996 года — Президент России Б.Н.Ельцин объявил оную дату Днем примирения и согласия.

2002 годаНа состоявшемся референдуме жители Гибралтара подавляющим большинством голосов высказались против идеи совместного суверенитета Великобритании и Испании над территорией.

2002 годаВ Иране был введен запрет на рекламу американских товаров.

Штурм зимнего дворца (октябрь, 1917)На фотографии: штурм зимнего дворцаво время октябрьской революции. 25 октября (по старому стилю) 1917 года.

11:03
473
RSS
17:13
+10
1902 году — В российском городе Туле открылся первый в России вытрезвитель под названием «приют для опьяневших».

Первый в России вытрезвитель
Приют и амбулатория для опьяневших в Туле – один из первых вытрезвителей России.

7 ноября 1904 года в Туле в доме Гудковой на Рубцовской улице состоялось торжественное открытие приюта для опьяневших – одного из первых вытрезвителей в России.

До туляков лечением алкоголиков уже занимались врачи в Саратове и Киеве (1902 год), а затем в Ярославле (8 сентября 1903 года). Но именно в Туле впервые основательно подошли к борьбе с пьянством. Помимо медиков приюта и амбулатории для опьяневших отрезвлением горожан занимались священники церкви Николая Чудотворца (Николы Толстого, как его называли горожане) и волонтеры в Народном доме (теперь Театр юного зрителя). Примечательно, что тульский врач, один из инициаторов открытия приюта для алкоголиков, сам страдал запоем.

«Опора в борьбе с ужасным пороком»

Широкомасштабная кампания по борьбе с одной из главных российских бед – беспробудным пьянством – началась в России на рубеже XIX и XX столетий. Государство объявило тогда монополию на торговлю спиртным («монопольную продажу питей»), и в каждом губернском и уездном городе были образованы попечительства о народной трезвости. Помимо контрольных функций за соблюдением правил продажи горячительных напитков комитеты этих попечительств «знакомили народ с вредом пьянства, доставляли ему разумные развлечения, помогали обществам, имеющих такие же цели, а также лечили алкоголиков».
20:35
+11
1917 года — В ходе Первой Мировой Войны, в России произошла Октябрьская революция. Временное правительство страны было низложено. К власти пришли представители II Всероссийского съезда Советов, провозгласившие создание РСФСР. Так началась Гражданская война в России. По масштабу разрушительных последствий, это было самое крупное политическое событие XX века.

Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в СССР — Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция, иные названия: «октябрьский переворот», «Октябрьское восстание», «большевистский переворот») — одно из крупнейших политических событий XX века, произошедшее в России в октябре (по новому стилю — в ноябре) 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. В результате революции началась Гражданская война в России, было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики (РСДРП(б)) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре 1917 года новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.
Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7—8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры. Успех восстания предопределили поддержка значительной части народа, бездействие Временного правительства, неспособность меньшевиков и правых эсеров предложить реальную альтернативу большевизму.

22:09
+12
Сегодня день Рождения моей Мамы! 55лет- дата значимая…
Благодаря Живом Образованию с тобою смогли стать ближе, и отношения стали теплее…
Мамочка, твою поддержку, внимание тепло я чувствую всегда, и благодарна что на Свет меня явила…
Пусть Белый Снег пушистый Легкость в Душу принесёт
Открыться, шагнув в Живую Жизнь… пойдя вместе!
22:26
+6
1891 года — Американский изобретатель У.Л.Джадсон запатентовал первый известный прототип застёжки-молнии.

Застёжка-мо́лния,или просто мо́лния (также — зи́ппер, змейка, фермуа́р) — вид застёжек, предназначенных для быстрого соединения деталей одежды. Состоит из двух текстильных лент, на которых закреплены идущие в шахматном порядке пластмассовые или металлические звенья (в виде раздельных зубцов или колец сплошной спирали, образующих звенья). Соединение или разъединение половинок выполняется при помощи замка (слайдера, «собачки» или бегунка), скользящего по лентам, при этом каждое звено фиксируется между парой звеньев с противоположной стороны.
Внешне похожа на «молнию» так называемая застёжка-змейка. Последняя несколько проще по конструкции и не имеет зубцов, но обеспечивает не столь надёжное соединение, поэтому она применяется не в одежде, а в упаковке или в канцелярских конвертах и файлах.
История
Ещё в 1851 году Элайя Хоу получил патент на «автоматическую, непрерывную застежку для одежды». Но в то время его изобретение не нашло применения.
Считается, что первый прототип «молнии» разработал американский инженер-изобретатель Уиткомб Лео Джадсон (англ. Whitcomb L. Judson), запатентовав его 7 ноября 1891 года за номером 504038 как «застёжку для обуви».
Публике это изобретение было представлено в 1893 году, однако оно оказалось сложным в изготовлении и ненадёжным.
После многих рекламаций, практически обанкротившись, Джадсон взял в партнёры Гарри Эрла и Луиса Уокера, а Уокер привлёк к исследованиям другого американского инженера шведского происхождения — Гидеона Сундбэка. После нескольких лет поисков, 29 апреля 1913 года, Сундбэк запатентовал новый вариант «молнии» и разработал технологию её производства. Внедрение этого варианта застёжки было более долгим и мучительным, чем сама разработка «молнии», из-за недоверия со стороны фабрикантов, помнивших первый неудачный опыт. Однако со временем «молния» доказала свою надёжность и технологичность и к 1923 году получила широкое распространение. Тогда же появилось и её современное название — англ. zipper. В 1918 году компания продала 24 000 застежек для «денежных поясов», популярных среди военных моряков.
В конце Первой мировой войны Эмиль-Морис Эрме закупил в Канаде 40 метров застёжки-молнии, применявшейся для закрывания чехлов крупнокалиберных орудий для того, чтобы использовать её при производстве сумок: мастерская Hermès купила права на патент и начала производить «систему „Hermès“» в Париже. Шанель намеревалась применить застёжку для своих юбок, однако первой, кто стал использовать застёжку-молнию в одежде, стала Эльза Скиапарелли. На мужских брюках «молния» появилась в 1937 году.

22:28
+5
1928 года — В СССР вступил в строй нефтепровод Грозный — Туапсе.

Нефтепровод Грозный — Туапсе — первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927—1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе. Техническое руководство проектированием и строительством нефтепровода осуществляла Экспертно-техническая комиссия Госплана СССР под руководством академика В. Г. Шухова. При проектировании нефтяной магистрали для повышения пропускной способности нефтепровода были впервые использованы петли трубопровода, разработанные В. Г. Шуховым. Большинство сооружений по линии нефтепровода спроектированы архитектором К. А. Дулиным.
C 1917 по 1926 год магистральные нефтепроводы в СССР не строились. 2 марта 1927 года началось строительство туапсинского участка нефтепровода и нефтеперерабатывающего завода в Туапсе. При строительстве нефтепровода использовались 10-дюймовые стальные трубы отечественного производства. Для соединения труб на нефтепроводе Грозный — Туапсе впервые в мире была применена электродуговая сварка. Нефтепровод возводился ударными темпами. К концу 1927 года были вчерне построены все 11 перекачивающих станций.
Нефтепровод Грозный — Туапсе был торжественно открыт 7 ноября 1928 года одновременно с нефтяным пирсом в Туапсе, с которого началась жизнь нефтеналивного района Туапсинского порта. 5 декабря 1928 года в резервуары туапсинской нефтебазы поступила первая нефть. В 1938 году началась добыча нефти в Краснодарском крае. Головной участок нефтепровода был использован как продуктопровод, а по конечному его участку транспортировалась нефть от краснодарских промыслов в районе Майкопа до Туапсе.
Туапсинский нефтеперерабатывающий завод компании «Роснефть» и нефтебаза, осуществляющая перевалку нефтепродуктов на железную дорогу и на морские суда (ныне эта база — ООО «Роснефть—Туапсенефтепродукт») были построены как элементы инфраструктуры нефтепровода Грозный-Туапсе.
В настоящее время нефтепровод Грозный — Туапсе не эксплуатируется (ориентировочно с 1986 года, после сооружения нефтепровода Тихорецк-Туапсе).
2002 года — В Иране был введен запрет на рекламу американских товаров.

С этого дня власти Ирана запретили рекламу американских товаров во всех средствах массовой информации. Об этом сообщило государственное телевидение Ирана.

Контроль за исполнением этого правительственного распоряжения возложен на министерство культуры, которое регулирует деятельность СМИ.

В телевизионном сообщении говорится, что решение ввести запрет было принято после того, как иранская неправительственная организация «Общество защиты Палестины» обратилась с призывом к правительству пойти на такой шаг.

Есть и другая причина. Несмотря на призыв ортодоксальных клерикалов бойкотировать американские товары, в иранских СМИ был отмечен рост подобной рекламы.
18:32
+3
1966 года — Международный революционер Э.Ч.Гевара отправился в Боливию для ведения партизанской войны.

Че Гевара, Эрнесто
Эрне́сто Че Гева́ра полное имя — Эрне́сто Рафаэ́ль Гева́ра де ла Се́рна,-
латиноамериканский революционер, команданте Кубинской революции 1959 года и кубинский государственный деятель.
Кроме латиноамериканского континента действовал также в Демократической Республике Конго и других странах мира (данные до сих пор носят гриф секретности). Прозвище Че использовал для того, чтобы подчеркнуть своё аргентинское происхождение. Междометие che является распространенным обращением в Аргентине.
В ноябре 1966 года началась его партизанская борьба в Боливии.
Против Гевары было решено задействовать специально обученные для антипартизанских действий силы ЦРУ. 15 сентября 1967 года правительство Боливии стало разбрасывать над селами провинции Вальегранде листовки о премии за голову Че Гевары в 4200 долларов.
Партизанский отряд Гевары насчитывал около 50 человек и действовал как Армия национального освобождения Боливии.
Несмотря на жестокую природу конфликта, Гевара оказывал медицинскую помощь всем раненым боливийским солдатам, которые попадали в плен к партизанам, а позже освобождал их. Во время своего последнего боя в Кебрада-дель-Юро Гевара был ранен.
Когда его, безоружного и раненого, захватили в плен и привели под конвоем к школе, которая служила правительственным войскам в качестве временной тюрьмы для партизан, он увидел там несколько раненых боливийских солдат. Гевара предложил оказать им медицинскую помощь, на что получил отказ от боливийского офицера. Сам Че получил только таблетку аспирина.
«Не было человека, которого ЦРУ боялось бы больше, чем Че Гевару, потому что он имел возможности и харизму, необходимые, чтобы направить борьбу против политических репрессий традиционных иерархий во власти в странах Латинской Америки» — Филип Эйджи, агент ЦРУ, бежавший на Кубу.
Основная угроза, исходившая от Че, заключалась в том, что Че Гевара стал «универсальным солдатом» революции: революционер, не связанный догмой, территорией, необходимостью объективных условий революции, классовым подходом и принципами коммунистической революции, — все это делало безграничными возможности экспорта революций.

23:03
+4
1990 года — Советский слесарь А.А.Шмонов совершил неудачную попытку застрелить президента СССР М.С.Горбачёва на праздничной демонстрации.


7 ноября 1990 года в Москве на Красной площади была совершена попытка покушения на президента СССР, генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева.
Во время демонстрации по случаю 73-й годовщины Октябрьской революции, последней в истории Советского Союза, житель Ленинградской области Александр Шмонов попытался выстрелить в Горбачева из охотничьего ружья, но был обезоружен и задержан. Террорист-неудачник считал президента ответственным за гибель людей в ходе беспорядков в Тбилиси в апреле 1989 года и в Баку в январе 1990 года, обвиняя того в «захвате власти» и «злодеяниях над народом».
Александр Анатольевич Шмонов, 1952 года рождения, сын бывшего начальника УВД города Колпино Ленинградской области, работал слесарем-вентиляционщиком ПО «Ижорский завод» и жил с женой и дочерью в рабочем общежитии в Колпино. Знакомые характеризовали его как спокойного, общительного, но упрямого человека.
Приехав в Москву, он утром 7 ноября пристроился к колонне Бауманского района Москвы и вместе с ней пришел на Красную площадь.
В 11.09 вместе с колонной демонстрантов он приблизился к Мавзолею. Когда до трибуны осталось около 50 метров, Шмонов выхватил обрез, прицелился в голову Горбачева и нажал на курок.
В последний момент безоружный старший сержант милиции Андрей Мыльников, сопровождавший районную колонну демонстрантов и оказавшийся совсем рядом, сумел перехватить ружье за стволы и рывком направить их вверх. Второй выстрел ушел в землю или, по другим данным, в стену ГУМа. При задержании у Шмонова нашли вырезку из газеты «Вечерняя Москва» с расписанием движения праздничных колонн и письмо на случай гибели с описанием мотивов покушения.
12:23
+3
1940 года — Из-за недоучёта ветровых нагрузок, в США обрушился Такомский мост.

Такомский мост, или мост Такома-Нэрроуз — висячий мост в США, в штате Вашингтон, построенный через пролив Такома-Нэрроуз (часть залива Пьюджет-Саунд).
Первоначальный вариант моста был спроектирован Леоном Моисеевым и открыт для движения 1 июля 1940 года. Ещё во время возведения строители дали ему прозвище «Галопирующая Герти» из-за того, что в ветреную погоду его дорожное полотно сильно раскачивалось (из-за малой высоты балки жесткости).
7 ноября 1940 года в 11:00 по местному времени при ветре скоростью около 65 км/ч произошла авария, которая привела к разрушению центрального пролёта моста. Движение в этот момент было весьма слабым, и единственный водитель машины, оказавшейся на мосту, успел покинуть её и спастись. Процесс разрушения был снят на 16-миллиметровую цветную киноплёнку Kodachrome. На основе съемки был создан документальный фильм «The Tacoma Narrows Bridge Collapse» (1940), позволивший впоследствии подробно изучить процесс разрушения.
Авария моста оставила значительный след в истории науки и техники. Разрушение моста способствовало исследованиям в области аэродинамики и аэроупругости конструкций и изменению подходов к проектированию всех большепролётных мостов в мире, начиная с 1940-х годов. Во многих учебниках причиной аварии называется явление вынужденного механического резонанса, когда внешняя частота изменения ветрового потока совпадает с внутренней частотой колебаний конструкций моста. Однако истинной причиной стал аэроупругий флаттер (динамические крутильные колебания) из-за недоучета ветровых нагрузок при проектировании сооружения.
Процесс разрушения описывается следующим образом:
Обрыв подвесок центрального пролёта повлек провисание боковых пролётов и наклон пилонов. Сильные вертикальные и крутильные колебания моста явились следствием чрезмерной гибкости конструкции и относительно малой способности моста поглощать динамические силы… Мост был запроектирован и правильно рассчитан на действие статических нагрузок, в том числе и ветровой, но аэродинамическое действие нагрузки не было учтено. Крутильные колебания возникли в результате действия ветра на проезжую часть около горизонтальной оси, параллельной продольной оси моста. Крутильные колебания усиливались вертикальными колебаниями тросов. Опускание троса с одной стороны моста и поднятие его с другой вызвали наклон проезжей части и породили крутильные колебания.
Демонтаж пилонов и боковых пролётов был начат вскоре после аварии и продолжался до мая 1943 года. При строительстве нового моста были использованы анкерные устои, быки (основания) пилонов и некоторые другие составные части старого моста. Полностью восстановленный мост был открыт 14 октября 1950 года и являлся на тот момент третьим по длине висячим мостом в мире (общая длина — 1822 м, длина центрального пролёта — 853 м). Для дополнительной устойчивости и снижения аэродинамических нагрузок в конструкцию нового моста были введены открытые фермы, стойки жесткости, деформационные швы и системы гашения вибраций. Пропускная способность моста — 60 тыс. автомобилей в сутки.
В 2002—2007 годах для увеличения пропускной способности шоссе рядом со старым был возведен ещё один мост.

1949 года — В СССР была получена первая нефть на платформе Нефтяные Камни.
СССР сегодня не вызывает у большинства населения положительных эмоций. И заслуженно. Однако надо признать, что в те времена было создано много уникальных технических проектов. Один из таких проектов — Нефтяные Камни, целый город в море. За весьма короткий срок он был возведен в открытом море, примерно в 100 км от берега, и представляет собой крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой.

Сегодня Нефтяные Камни считаются «столицей» Каспийского шельфа. Но это не вторая Венеция — город на островах, отнюдь. Это город на сваях. Хотя один остров, но искусственный, на Нефтяных Камнях есть. Причиной создания этого уникального технического чуда была, конечно, добыча нефти. Наверное, не очень большой ошибкой будет сказать, что впервые человечество познакомилось с нефтью на Абшеронском полуострове.


Как же возникли Нефтяные Камни?

Все началось в 30-х гг. Молодая страна на пути к «светлому будущему». Полным ходом идет индустриализация. В Америке — Великая депрессия, и Советский Союз скупает у них по дешевке новейшие технологии и даже целые заводы. На заводах выпускают машины, трактора, самолеты, танки. И всему этому нужно топливо. Бензин, в крайнем случае солярка. Единственное место, где ведется нефтедобыча и нефтепереработка, чтобы получить ценнейшее топливо, — это Азербайджан, Абшеронский полуостров. Были, безусловно, месторождения и на Северном Кавказе, и в Башкирии, но это капли в море бакинской нефти. Если перефразировать товарища Саахова из «Кавказской пленницы», то Украина — всесоюзная житница, Кавказ — всесоюзная здравница, а Баку и Северный Кавказ… всесоюзная бензоколонка.

Так что ничего удивительного в том, что лучшие ученые, лучшие инженеры, лучшие рабочие, занятые в нефтедобыче и нефтепереработке, были выходцами из этих регионов. И не удивительно, что в 40-е гг. за эти месторождения разгорались самые кровопролитные бои Второй Мировой войны. Гитлер рвался и к Грозному (фашисты не дошли совсем немного — были остановлены под Малгобеком и Орджоникидзе), и далее к Баку, Ирану и Ираку, нефтедобыча в которых обеспечивала топливом войска союзников, в первую очередь, англичан. К счастью, планам Гитлера во всех отношениях не удалось осуществиться. Но этих месторождений для нужд советской страны не хватало, и решено было искать новые и развивать старые. Однако в окрестностях Баку уже все изрыто настолько, что нефтяные качалки чуть ли не друг на друге стоят.

А партия требует… А Абшерон не резиновый… И решено было выйти за пределы Абшерона — в море. Но не просто в море — куда ткнет палец партийного начальника, а на уже известное место Черные Камни (Гара Дашлари) — небольшую гряду еле выступающих над поверхностью Каспийского моря скал. Вообще-то таких скал в этой части Каспия полным- полно, но Черные Камни — самые интересные. Да и название их — «черные» — тоже не просто так появилось: давно было подмечено, что и их поверхность, и вода вокруг них — черная от сочащейся с глубины нефти.

Ну, а дальше — дело техники. Хотя какая тут техника — в открытом море нефть еще никто не добывал… Впрочем, тема добычи нефти со дна морского была поднята еще в XIX в. Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В.К. Згленицкий, который 3 октября 1896 г. обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте.

К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег.

Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации. Прошло ровно 50 лет, и в 1946 г. на Черные Камни была организована большая экспедиция Академии наук АзССР. Именно она выяснила, что разливы нефти в этом районе не случайны — под морским дном располагается большой нефтеносный слой. Через два года подготовительные работы были завершены и 14 ноября 1948 г. на Черные Камни (тогда они еще именовались так), с буксира «Победа» высадился первый десант нефтяников.

Интересно, что возглавлял этот десант Николай Байбаков, ставший буквально через месяц министром нефтяной промышленности СССР. В группу входили многие известные нефтяники: начальник объединения «Азнефтеразведка» Сабит Оруджев, геолог Ага Курбан Алиев (он удостоен на Нефтяных Камнях отдельного памятника) и специалист по буровым работам Юсиф Сафаров. Характерно, что все они были азербайджанскими специалистами — этот регион стал поистине кузницей кадров для нефтяной промышленности всего СССР. Ну и, разумеется, в состав десанта входили строители буровых вышек и инженеры-буровики.

Поначалу все строили на вбитых в морское дно деревянных сваях, но такой подход значительно замедлял темпы освоения месторождения — людям попросту негде было развернуться, да и жить где-то надо было. Решение пришло полуфантастическое — создать искусственный «остров погибших кораблей», точнее — специально затопленных. Из Бакинской бухты пригнали отслужившее судно «Чванов» и частично затопили его — чтобы не уплыло куда-нибудь. А во внутренних помещениях обустроили спальные и рабочие места.

Уже летом 1949 г. к бурению первой скважины все было готово, и 24 августа бригада Михаила Каверочкина приступила к работе. К празднику 7 ноября (в СССР все делалось к праздникам) скважина дала первую нефть с километровой глубины, да еще в каком количестве — суточный дебит этой скважины составлял 100 т! В честь такого важного события Черные Камни были переименованы в Нефтяные и уже под этим названием вошли в мировую историю. В наши дни та первая скважина не работает, но посмотреть на нее можно — она превращена в мемориал, одну из главных и чтимых достопримечательностей поселка.

ru.echo.az/?p=56457