А знаете ли вы, что 5 августа...

А знаете ли вы, что 5 августа...

1420 года — Чешские радикальные религиозные реформаторы-табориты выдвинули свою программу, требующую уничтожение роскоши, нравственного зла и отмены иконопочитания.

1529 года — В Камбре был подписан мирный договор, завершивший войну Франции со Священной Римской империей.
1571 года — В ходе Турецко-Венецианской войны Турецкие войска захватили город Фамагусту.
1583 года — Английский мореплаватель Х.Гилберт объявил остров Ньюфаундленд собственностью Великобритании и основал там первое поселение, ставшее первой английской колонией в Северной Америке.
1699 года — Прошёл первый смотр-парад и первые манёвры российского флота на рейде Таганрога.
1772 года — Состоялся первый раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией.

1775 года — Царица Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

1789 года — Во Франции было отменено крепостное право.

1826 года — В России был открыт Банковский мост через Екатерининский канал.

1854 года — В ходе Крымской войны 18-тысячная Русская армия Князя В.О.Бебутова разгромила 60-тысячную турецкую армию в Кюрюк-Даринском сражении.

1861 года — В ходе Гражданской войны в США президент США А.Линкольн подписал указ о введении подоходного налога в размере 3 % от доходов.

1884 года — На острове Бедлоу в городе Нью-Йорке был заложен первый камень в основание статуи Свободы.

1886 года — Открылась регулярная служба по пересылке посылок из Канады в Великобританию.
1890 года — Великобритания согласилась признать Мадагаскар собственностью Франции.
1891 года — Были выпущены первые дорожные чеки.

1900 года — В Одессе произошли очередные еврейские погромы.

1905 года — В Бельгии воскресенье было объявлено выходным днём.

1914 года — В ходе Первой Мировой Войны Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для прохода Русских судов.

1915 года — В ходе Первой Мировой Войны Турецкие войска захватили Русскую крепость Ван на Кавказе.

1919 года — В ходе Гражданской войны в России российский революционер Н.И.Махно объявил о создании «Революционной повстанческой армии Украины".

1919 года — В ходе Гражданской войны в России российский революционер Л.Д.Троцкий призвал Красную армию готовиться к длительному походу на Индию, заявив, что «дорога к Лондону и Парижу лежит через города Афганистана, Пенджаба и Бенгалии».

1921 года — В американском городе Дейтоне был успешно испытан первый в мире автомобиль, управляемый по радио.

1924 года — В Турции было запрещено многоженство.
1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз.

1937 года — Правительство Японии потребовало от Китая присоединиться к Антикоминтерновскому пакту.

1940 года — В ходе Второй Мировой Войны Латвия была принята в состав СССР.

1941 года — В ходе Великой Отечественной Войны германские войска захватили город Смоленск.

1941 года — В ходе Великой Отечественной Войны началась оборона города Одессы.

1942 года — В ходе Великой Отечественной Войны германские войска захватили город Ворошиловск (ныне Ставрополь).

1943 года — В ходе Второй Мировой Войны Британские войска заняли Катанию.

1944 года — В ходе Второй Мировой Войны Войска союзников захватили французский город Шарлеруа.

1944 года — В ходе Второй Мировой Войны Войска союзников захватили Новую Гвинею.
1958 года — На Цейлоне, тамильскому языку был предоставлен статус официального.
1961 года — Правительство ГДР призвало страны Варшавского договора принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина.
1964 года — В ходе Вьетнамской войны авиация США впервые произвела бомбёжку Северного Вьетнама.
1966 года — Председатель Китайской Народной Республики М.Цзэдун объявил лозунг «Огонь по штабам!».
1980 года — Бельгия была разделена на три автономные провинции по языковому признаку.
1991 года — В Литве было введено временное платёжное средство «общие талоны».
1994 года — В столице Кубы городе Гаване начались массовые протесты против режима Ф.Кастро.

2001 года — Американский путешественник С.Фоссетт в шестой раз начал кругосветное путешествие на воздушном шаре.

Картина Русского художника Ф.И.Байкова «Сражение при селении Кюрюк-Дара в окрестностях крепости Карс».


22:26
321
RSS
22:03
+3
2001 года — Американский путешественник С.Фоссетт в шестой раз начал кругосветное путешествие на воздушном шаре.

Джеймс Сти́вен Фо́ссетт — американский бизнесмен, воздухоплаватель, яхтсмен. Известен своими многочисленными путешествиями и рекордами в воздухоплавании и парусном спорте.
Фоссетт стал известен за его увлечения рискованными полётами на самолётах и воздушных шарах и плаваниями под парусами. Фоссетт установил 116 мировых рекордов в этих дисциплинах.
Фоссетт поднимался на высочайшие вершины мира, в том числе дважды на Эверест. Он участвовал в гонках на собачьих упряжках на Аляске, в автогонках «24 часа Ле-Мана» и в кольцевых автогонках в США.
В 1985 году Фоссетт с четвёртой попытки переплыл Ла-Манш.
С 19 июня по 3 июля 2002 года Стив Фоссетт в одиночку облетел земной шар на воздушном шаре. В то время Фоссетту было 58 лет.
Осенью 2004 года Фоссетт получил права пилота дирижабля. 27 октября Фоссетт установил мировой рекорд скорости для дирижаблей. Он пролетел расстояние в 1000 метров в обоих направлениях со средней скоростью 111,8 км/час, максимальная скорость — 115 км/час.
До февраля 2005 года Фоссетту принадлежал рекорд самого быстрого кругосветного плавания на парусном судне — 58 суток 9 часов 32,45 минут.
С 1 по 3 марта 2005 года Стив Фоссетт в одиночку облетел земной шар на специальном самолёте, Virgin Atlantic GlobalFlyer, сконструированном Бёртом Рутаном (англ. Burt Rutan). Это был первый в мире облёт Земного шара в одиночку и без остановок. Полёт продолжался 67 часов 2 минуты и 38 секунд, пройденное расстояние — 36 898,04 км. Старт и приземление — в городе Салина, штат Канзас.
В феврале 2006 года Стив Фоссетт на Virgin Atlantic GlobalFlyer установил абсолютный рекорд дальности полёта без остановки — 41 467,53 км за 76 часов 45 минут. Это был безостановочный полёт вокруг земного шара, в ходе которого Фоссетт дважды пересёк Атлантический океан. Фоссетт стартовал 8 февраля из Космического центра имени Кеннеди во Флориде и приземлился 11 февраля в Англии.
До июля 2006 года Фоссетту принадлежал рекорд самого быстрого пересечения Атлантического океана на парусном судне — 4 суток 17 часов 28 минут 6 секунд.

17:07
+4
1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз.

Первый тепловоз
6 ноября 1924 года — в этот день на путях Октябрьской железной дороги появился первый в мире тепловоз (мощность 1000 лошадиных сил), построенный на ленинградских заводах «Красный путиловец», Балтийском и «Электрик».
5 августа 1924 года из мастерской Балтийского судостроительного завода в Ленинграде вышел в пробную поездку первый в мире магистральный тепловоз, построенный по проекту профессора Электротехнического института Я. Гаккеля. История этого локомотива восходит к 1904 году. Уже тогда необходимость в магистральных тепловозах сознавали многие русские передовые инженеры и ученые. Потому-то Россия и стала родиной оригинальных проектов таких машин.
Ни один из этих проектов в цаской России реализован не был. Однако они вызвали широкую дискуссию в инженерных кругах и в значительной степени содействовали мобилизации сил специалистов и изобретателей. Самым выдающимся из них был Я.Гаккель, известный конструктор, в прошлом участник строительства Петербургского и директор Киевского трамваев.
К разработке своего тепловоза Гаккель приступил в мае 1921 года, когда на железных дорогах Советской Республики не хватало паровозов, вагонов, угля.
01Первый проект локомотива с дизельным двигателем мощностью 600 л. с. он представил в Высший технический совет НКПС. Члены совета высказали ряд возражений. Это, однако, не смутило автора, и он обратился к профессорам В. Миткевичу, М. Шателену, Г. Графтио. Они одобрили проект и на заседании Госплана 4 июня 1921 года высказались за его реализацию. Чувствуя поддержку научной общественности и Госплана, Гаккель упорно совершенствовал свой тепловоз. И прежде всего ввел в него дизель мощностью 1000 л. с.
Для всестороннего изучения проблемы при Высшем совете народного хозяйства по решению Госплана создали комитет под председательством профессора Н. Щукина.
О проекте тепловоза Гаккеля председатель Госплана Г. М. Кржижановский сообщил В. И. Ленину. Владимир Ильич сразу оценил важность создания нового локомотива и распорядился немедленно ассигновать средства на его постройку. Уже 4 января 1922 года Совет труда и обороны постановил немедленно разработать условия и порядок передачи» на заводы имеющихся проектов тепловозов для детальной разработки, объявил «Конкурс на выработку наилучшей конструкции тепловоза».
В комитете по изучению и проектированию тепловозов проект Гаккеля тщательно рассмотрели и одобрили, а в феврале 1922 года вместе со сметой направили в Госплан. Изготовление локомотива поручили Теплотехническому институту и НКПС.
first3319 декабря 1922 года на заводе «Электрик» начали изготовлять тяговые электродвигатели, 20 января 1923 года — — раму и тележки на заводе «Красный путиловец», 23 июня 1923 года — механизмы и кузов на Балтийском заводе. Генераторы ранее изготовил завод «Вольта». Они предназначались для подводной лодки «Язь». Впоследствии Гаккель вспоминал: «Все агрегаты были изготовлены из русских материалов, русскими рабочими, техниками и инженерами». Иностранными на тепловозе были лишь шведские подшипники да английский дизель, снятый с русской подводной лодки «Лебедь». Переделкой и испытаниями дизеля на Балтийском заводе руководил профессор Б. Ошурников.
Завершение работ планировалось на август — сентябрь, но наводнение 23 августа 1924 года сорвало сроки. Все десять электродвигателей локомотива пропитались водой. Пришлось их ремонтировать и восстанавливать. И лишь 4 ноября локомотив в разобранном виде переправили портовым краном через Неву и собрали на погрузочных путях Гуту-евского острова. Через два дня первый машинист тепловоза инженер Б. Дарийский в 14 часов 41 минуту доставил новый локомотив на станцию Ленинград-1 и передал его в депо 1-го участка Службы тяги Октябрьской железной дороги. 7 ноября 1924 года трудящиеся Ленинграда увидели первый в мире магистральный тепловоз. Он совершал пробег до станции Обухове и обратно. Его кузов украшала надпись: «Построен в 1924 г. в Ленинграде по проекту Я. М. Гаккеля. В память В. И. Ленина».
Первичным двигателем на тепловозе служил дизель мощностью 1000 л. с. Его вал соединялся с двумя генераторами независимого возбуждения. Один из них использовался в качестве стартера, питаемого от аккумуляторной батареи на НОВ. У каждого генератора ток достигал 1500 А, а напряжение изменилось от 30 до 380 В. При параллельном соединении генераторов максимальный ток возрастал до 3000 А, а при последовательном — предельное значение напряжения увеличивалось до 760 В. Управление тягой велось за счет параллельного или последовательного включения генераторов и изменения возбуждающего тока. При этом число оборотов вала дизеля не изменялось и поддерживалось постоянным с помощью центробежного регулятора.
Тяговые двигатели — каждый мощностью 100 кВт — подвешивались на пружинах и были связаны с движущимися осями локомотива через одноступенчатые редукторы с передаточным числом 4,625. Тележки для тепловоза создавались под руководством профессора А. Раевского и инженера К. Шишкина. Все три тележки поворачивались, а две крайние еще и перемещались вдоль кузова. Благодаря этому локомотив вписывался в кривые железнодорожного пути радиусом 150 м.
17 января 1925 года тепловоз торжественно встречали в столице. Г. М. Кржижановский в своей речи сказал: «А как рад был бы Владимир Ильич!»
30 декабря 1925 года комиссия НКПС приняла локомотив к эксплуатации. Он водил поезда из Москвы в Курск, Харьков, Баку, Челябинск, Куйбышев. Были и рекордные поездки: 4500 км без захода в депо, вождение тяжелых грузовых поездов через Сурамский перевал на Кавказе. Случались и казусы. Иногда дежурные по станции принимали состав без паровоза и с удивлением узнавали, что «первый вагон» — это и есть магистральный локомотив.
В период проектирования, постройки и испытаний локомотив в честь Гаккеля обозначали ГЭ1. Железнодорожники 20-х годов первенец отечественного тепловозостроения обозначали Юэ № 002, Щ-ЭЛ-1 и, наконец, ЩЭЛ1. Под этим подразумевалось, что он равен по мощности паровозу серии Щ, содержит электрическую передачу, построен первым. Именно этот локомотив открыл «эру магистрального тепловозостроения. Как было записано в приемном акте Государственной комиссии, он «заслуживает быть отмеченным на страницах истории железнодорожной техники».






22:49
+2
1994 года — В столице Кубы городе Гаване начались массовые протесты против режима Ф.Кастро.

Протесты на Кубе 1994 года — уличные беспорядки в Гаване 5 августа 1994 года. Первые после подавления Восстания Эскамбрай открытые выступления кубинцев против правящего режима Кастро.

Трудности «особого периода»
Распад СССР и всего «социалистического лагеря» в 1989—1991 годах означал для властей Кубы потерю внешней политической поддержки и финансового субсидирования. В этих условиях коммунистическое руководство сделало ставку на ужесточение политических порядков, преследование оппозиции (в основном правозащитной), хозяйственный режим жёсткой экономии. Комплекс соответствующих мер получил название «особый период».
Особенно тяжёлое положение сложилось в энергетике и продовольственном снабжении. Нехватка топлива парализовала транспортные перевозки, ударила по промышленным предприятиям, остановка сельхозтехники срывала уборочные работы. Недоедание перерастало в голод. Власти ужесточили наказания за несанкционированный забой скота. Опасные масштабы приняли заболевания, связанные с истощением.

Бунт на Малеконе. Выступление Кастро, разгон и контрдемонстрация

Вечером 5 августа 1994 года тысячи жителей Гаваны собрались на набережной Малекон. Привычное вечернее гулянье стихийно переросло в антиправительственную демонстрацию. Подспудное недовольство прорвалось коллективным протестом.
Зазвучали лозунги: ¡Cuba sí, Castro no! — «Куба — да, Кастро — нет!» (перефразированное «Куба — да, янки — нет!»), ¡Libertad, libertad! — «Свобода! Свобода!». Начались погромы отелей (предназначенных для иностранных туристов) и валютных магазинов. Отмечалось несколько случаев нападения на полицейских.
Министр обороны Рауль Кастро предлагал подавить беспорядки с помощью армейских частей. Фидель Кастро, ещё сохранявший харизму и популярность, предпочёл другое. Он лично появился на месте событий, куда уже организованно стягивались сторонники властей и выступил там (в частности, пообещав, что все желающие покинуть Кубу получат такую возможность). Появление Кастро-старшего было положительно воспринято, зазвучали здравицы: ¡Viva Fidel!..
На улицы Гаваны были выведены партийные «рабочие дружины», которые вместе с полицией приступили к разгону демонстрантов. Более 100 человек были арестованы. Ночью на Малекон вышла проправительственная контрдемонстрация, вооружённая металлическими палками. 6 августа положение было полностью взято под контроль. События предшествовавшего дня официально характеризовались как «антиобщественные проявления» и «происки иностранных агентов».
22:59
+2
Западноевропейский опыт эволюции крестьянской правосубъектности при отмене крепостного права

Во Франции крепостное право было отменено в ходе Великой Французской революции. Декреты 4—11 августа 1789 г. отменили без выкупа личные и крепостные повинности крестьян («серваж»), сеньориальные права и привилегии землевладельцев. Учредительное собрание приравняло прежние феодальные поземельные обязанности лично свободных крестьян к земельной ренте и «поземельным повинностям», но сохранило основы сеньориальной собственности на землю. Вскоре был объявлен добровольный выкуп крестьянами ренты («сервитутных прав») и поземельных повинностей (личной барщины, дорожной повинности, права «мертвой руки» и т. п.). Началось прямое превращение наследственной аренды в мелкую частную собственность. Декрет о феодальных правах от 15 марта 1790 г. расширил перечень выкупаемых крестьянами земель за счет земель домена и секуляризованной собственности церкви с рассрочкой платежа на 15 лет. Все отношения по переходу прав собственности на землю и пользованию землей приобретали вид гражданско-правовых сделок.

Впоследствии все европейские освободительные реформы XIX в. в той или иной степени повторяли французский вариант отмены крепостного права (выкуп крестьянами сервитутов, т. е. вещных прав на землю), но без его радикального революционного «фона». В самой Франции радикализация реформирования земельных отношений развивалась по мере углубления революционного процесса. 25 августа 1792 г. Законодательное собрание уничтожило остатки феодальных отношений в деревне. Обязанность выкупа крестьянами повинностей была отменена по факту прекращения выкупных сделок. Конфискованные земли эмигрантов подлежали разделу, передаче в бессрочную аренду или продаже крестьянам с рассрочкой на 15 лет. Большая часть земель оказалась у зажиточного крестьянства, потому начались выступления сельской бедноты с призывами к уравнительному разделу земли и отмене собственности на землю. Конвент Французской республики 18 марта 1793 г. под давлением жирондистов принял закон о смертной казни для лиц, выступавших за новые аграрные законы об уравнительном переделе земли или иные акты, «ниспровергающие земельную, торговую или промышленную собственность». В мае 1793 г. были установлены твердые цены на зерно.
01:53
+2
1924 года — В Турции было запрещено многоженство.


Пришедший к власти в Турции Кемаль Ататюрк поддерживал эмансипацию женщин и выступал за предоставление им прав. В 1924 году в стране было впервые официально запрещено многоженство. Хотя к тому времени в стране было всего 2% полигамных браков, на деле обществу было трудно отказаться от многовековой традиции. Жизнь жен и наложниц сохранилась в фотоснимках 19столетия.


Турецкие женщины празднуют отмену гаремов Кемалем Аттатюрком 1931год.
12:22
+2
1826 года — в россии был открыт банковский мост через екатерининский канал.

Ба́нковский мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трёх сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Львиным и Почтамтским мостами).
Проект моста разработал инженер Василий Карлович Треттер и Василий Андреевич Христианович. Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Львиного. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста. Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 24 июля 1826 года мост был открыт для движения.
Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора Павла Петровича Соколова. Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу. Работа над созданием моделей с мая по сентябрь 1825 года, также скульптором были изготовлены алебастровые формы.
Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом.
В ходе эксплуатации моста чугунные перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, фонари над головами львов были разбиты.