День народного единства

4 ноября в России отмечается День народного единства.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

09:44
647
RSS
10:35
+10
Что же мы празднуем?

К огромному сожалению, внятного ответа на этот вопрос не могут дать подавляющее большинство наших сограждан. Историческая сторона праздника мало кому известна и выглядит блеклой на фоне Куликовской битвы или Бородинского сражения. К тому же сама историческая ткань тех времен столь сложна и переполнена именами и событиями, что ясное представление о произошедшем могут иметь разве что профессионалы. Церковная сторона праздника гораздо более ясна и вполне традиционна для православия. Христиане старались особо с благодарностью отмечать дни помощи Божьей или Пресвятой Богородицы в трудные для страны периоды. Но идея церковного праздника как благодарения давно выветрились из народного сознания и была замещена стремлением что-то от Бога получить, будь то святая вода или исцеление.

Если попытки популяризации и даже привития традиций празднования будут, то их организаторы обязательно столкнутся с множеством трудностей и противоречий, в основе которых лежит смешение трех несовместимых для современной культуры идей: народное освобождение России, почитание религиозной святыни и монархия. Каждая из этих идей вполне жизнеспособна в нашем обществе, но искусственное их соединение представляется невозможным по следующим причинам. Во-первых, история российского народа в сознании людей никак не связана с Божественным покровом и помощью. Такой взгляд вполне свойственен дореволюционной России и горстке верующих сейчас, но совершенно чужд нашей исторической науке и образовательным структурам. Во-вторых, почитание религиозных святынь, возродившееся в постсоветском обществе, фактически замкнуто на получении какой-то пользы и никак не связано с таким глубоким христианским мотивом, как благодарение Бога. В-третьих, идеи монархизма, итак подмоченные Кровавым воскресеньем, окончательно были дискредитированы горсткой современных популяризаторов, многие из которых смахивают на пациентов психиатрических клиник.

Как ни подойди к дню 4 ноября, на данный момент он является искусственным и никак не отражает народной воли. Это не означает, что такой день не нужен (он уже есть), это говорит наверняка, что в ближайшие годы он будет воспринят не более чем дополнительный выходной. Если государство, установившее праздник, не будет проводить умных, длительных, рассчитанных на десятилетия, пиар-компаний и воспитательных программ с подрастающими поколениями, то этому дню уготована судьба уже существующего дополнительного выходного — Дня независимости (12 июня).

Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве
10:38
+11
Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук, депутат Государственной думы РФ:
— Смысл праздника, к сожалению, искажен. Я считаю, что «победа над поляками» — неправильная интерпретация праздника, слишком много им чести. Если обратиться к истории, первоначально вопрос стоял так: в те времена нужно было восстановить суверенитет русского государства после внутренних междоусобиц и смуты. А европейцы и иностранцы (в том числе поляки) всегда смотрели на Россию как на лакомый кусок.
Праздновать надо не победу над поляками, а восстановление русской государственности, преодоление снизу распада страны (пример подлинной демократии), а также единство русского государства, освященного Богом. Но с этой точки зрения наш народ еще не готов праздновать это событие. Поэтому многие смеются над этим праздником, не понимая его сути.
10:44
+8
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия — наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».
Приятно осознавать, что стали появляться в наше время такие праздники, которые имеют под собой реальные события, значимые для страны и даже для всего мира, так как не стань вдруг России, не известно, что стало бы со всем миром. День народного единства можно смело поставить в один ряд с Днём Победы 9 мая. И в тот, и в другой день были одержаны воинские победы над силами объединённой Европы. И тот, и другой праздник стали олицетворением единого народного порыва, подвига, усилия Духа всего народа. Такое нужно знать и помнить, чтобы передавать истинность событий в Роду из поколения в поколение.

На мой взгляд главное в этом празднике не религиозность, не ода монархии, а именно единение народа вне сословий, вне социального статуса, когда все как один откликнулись на призыв Минина.
22:39
+4
Для меня эта статья стала открытием. Понятным стало, что же мы празднуем.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Какие оказывается давние корни этого праздника!
В моем окружении не нашлось человека, который бы знал в память о каких событиях праздник 4 ноября.
Какое оказывается масштабное событие произошло 4 ноября 1612 года!
Нашлись силы, люди, лидеры, которые смогли — сумели поднять-организовать народ, смогли навести порядок, упорядочить неразбериху того времени. Благодаря которым Русь продолжила свое существование.
23:20
+6
То что произошло в 1612 году, хороший пример того как Единая Идея:
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.
объединила людей всех сословий и позволила собравшись «всем миром» одолеть поляков и распрощаться со смутным временем. Именно Единая Идея, стала тем движущим фактором, который расправил крылья русским людям.
Что касается сегодняшнего дня, то это просто еще один выходной день и все, кто-то знает историю этого праздника, а кто-то нет — это не важно. Важно другое, чтобы этот праздник стал Праздником с Большой буквы, нам, нашей стране нужна Единая Идея, которая объединит россиян и на мой взгляд
Шанс человечества соскочить с технократического пути развития именно эта Идея для будущего нашей страны, для того чтобы страна стала Сильной и Целостной, то что надо!